Коррозионные карты. Инструкция по определению скорости коррозии металла стенок корпусов сосудов и трубопроводов на предприятиях миннефтехимпрома ссср

  • Претензия на замену товара ненадлежащего качества или возврат денежных средств, уплаченных за товар (примерная форма). Коррозионная карта сосуда (ИТНЭ-93). Название документа
  • Техническое диагностирование сосудов

    • ного износа и локальных коррозионных повреждений элементов сосуда.
    • 8.9.5.3. Лабораторные исследования образцов металла, вырезанных из сосуда, могут.
    • 12.4 12.5. Приложение: эскиз (карта контроля) сосуда. , заводской номер.
  • Коррозионная карта сосуда | Российская ФедерацияОбразцы документов и формы отчетности

    • Коррозионная карта сосуда. Вид документа: Образцы документов и формы отчетности. Принявший орган: None.

    Library.fsetan.ru

  • Rosexpertpravo.ru

  • Инструкция по определению скорости коррозии металла стенок корпусов сосудов и трубопроводов на предприятиях Миннефтехимпрома СССР

    • 2.6. Места расположения точек замеров, способ измерения и результаты измерений должны быть оформлены в коррозионной карте на сосуд или
    • - образцы в кассетах немедля передать в лабораторию на обработку, а данные контрольной карточки занести в карту «4Н».

    StandartGost.ru

  • Инструкция | 3. сосуды и аппараты

    • вызывающих межкристаллитную коррозию, в необходимых случаях (коррозионное разрушение, замена труб и отводов и т. п.) должны быть проверены на наличие ее путем выборочной вырезки образцов из
    • 6 Коррозионная карта сосуда (аппарата) (приложение 3.6).

    Www.complexdoc.ru

  • Инструкция по определению скорости коррозии металла стенок корпусов сосудов и трубопроводов на предприятиях Миннефтехимпрома СССР

    • 2.6. Места расположения точек замеров, способ измерения и результаты измерений должны быть оформлены в коррозионной карте на сосуд или
    • - образцы в кассетах немедля передать в лабораторию на обработку, а данные контрольной карточки занести в карту «4Н».
  • Инструкция по определению скорости коррозии металла стенок корпусов сосудов и трубопроводов на предприятиях Миннефтехимпрома СССР

    • 2.6. Места расположения точек замеров, способ измерения и результаты измерений должны быть оформлены в коррозионной карте на сосуд или
    • - образцы в кассетах немедля передать в лабораторию на обработку, а данные контрольной карточки занести в карту «4Н».
  • ИТНЭ-93. Инструкция по техническому надзору и эксплуатации сосудов, работающих под давлением, на которые не распространяются Правила Госгортехнадзора (утв. .

    • а) заявление владельца сосуда (аппарата); б) паспорт сосуда установленной формы (см. приложение 27 ОСТ 26-291-87)
    • Установка (производство, цех), ОТН. 6. Коррозионная карта сосуда (Приложение 3).
  • Руководящие указания по эксплуатации и ремонту сосудов и аппаратов, работающих под давлением ниже 0,07 МПа (0,7 кгс/кв. см) вакуумом РУА-93, Приказ Минэнерго России от 20 апреля 1994 года

    • ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Коррозионная карта сосуда.
    • 2.3. Эксплуатация сосудов (аппаратов) разрешается при наличии паспорта предприятия-изготовителя, установленной формы согласно ГОСТ 25773 или приложения 27 ОСТ 26-291-87, и полного комплекта оформленных документов...
  • ВСЕСОЮЗНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
    ОБОРУДОВАНИЯ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ И НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

    ИНСТРУКЦИЯ
    по определению скорости коррозии металла стенок корпусов
    сосудов и трубопроводов на предприятиях М иннефтехимпрома
    СССР

    Волгоград - 1983

    НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1.1. Настоящая инструкция предназначена для определения фактической скорости коррозии металла стенок корпусов сосудов и трубопроводов, эксплуатирующихся на предприятиях Миннефтехимпрома СССР, с целью установления периодичности их технического освидетельствования в соответствии с требованиями действующих правил и нормативных документов.

    1.3. В случае невозможности или затруднения применения методов, изложенных в п. , скорость коррозии определяется приближенно по образцам-свидетелям или оценкой коррозионности среды по отношению к данному металлу с помощью коррозионных зондов.

    1.4. Определение скорости коррозии производится по каждому сосуду и трубопроводу технологической установки, линии, цеху. Для группы сосудов или трубопроводов, работающих на данной технологической установке, линии, цехе в одной к той же среде при одинаковых рабочих условиях и материальном исполнении, определение скорости коррозии производится по выбранному объекту-представителю.

    1.5. Скорость коррозии металла стенок корпуса сосудов и трубопроводов подлежит уточнению в каждом случае существенного изменения условий их эксплуатации (рабочей среды, температуры, давления), влияющих на коррозионную активность рабочей среды, либо в случае замены материального оформления.

    1.6. На каждом предприятии, владельце сосудов, составляется и утверждается главным инженером перечень сосудов с указанием скорости коррозии металла корпуса. Сведения по скорости коррозии трубопроводов заносятся в паспорт трубопровода.

    При выявлении специальных видов коррозионных повреждений типа коррозионное растрескивание, межкристаллитная коррозия или расслоение по толщине стенки сведения об этом также заносятся в паспорт сосуда или трубопровода, а вопросы дальнейшей эксплуатации или ремонта сосудов и трубопроводов с такими повреждениями должны быть согласованы со специализированной организацией.

    1.7. Контроль скорости коррозии металла стенок сосудов производится в каждый капитальный ремонт, но не реже установленной периодичности технических освидетельствований сосудов. По трубопроводам скорость коррозии контролируется в каждую ревизию.

    2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СКОРОСТИ КОРРОЗИИ ПО ДАННЫМ ФАКТИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ ТОЛЩИНЫ СТЕНОК

    2.1. Результаты периодических измерений толщины стенок сосуда или трубопровода служат основанием для определения скорости коррозии металла в условиях эксплуатации.

    2.2. Замеры толщины стенок производятся неразрушающими методами контроля или путем засверловки и измерения толщины стенки мерительным инструментом. Предпочтение следует отдавать ультразвуковой толщинометрии.

    2.3. Если результаты измерений толщины стенок неразрушающими методами контроля вызывают сомнение, то измерение следует производить сквозной засверловкой.

    2.4. На сосудах и трубопроводах, работающих в средах, вызывающих межкристаллитную коррозию или коррозионное растрескивание под напряжением, сквозные засверловки, с последующей их заделкой методами дуговой сварки, не допускаются.

    2.5. Место и способ измерения толщины стенок сосуда или трубопровода определяется по результатам их технического освидетельствования службами технического надзора с учетом особенностей коррозионных поражений в различных частях сосудов и трубопроводов.

    2.6. Места расположения точек замеров, способ измерения и результаты измерений должны быть оформлены в коррозионной карте на сосуд или трубопровод и храниться в паспорте (см. карты и ).

    Коррозионная карта

    Лист

    Объект

    Предприятие

    Город

    № позиции

    № инвентарный

    Наименование оборудования

    Геометрические размеры

    Марка материала и сведения о средствах защиты

    Рабочая среда процесс (состав и концентрация корроз. агентов)

    Рабочие условия

    Внутри

    Снаружи

    Эскиз оборудования

    Лист

    Объект

    Предприятие

    Город

    № позиции

    № инвентарный

    Наименование оборудования

    2.7. Расчет скорости коррозии стенок сосудов и трубопроводов производится на базе, по крайней мере, двух измерений толщины стенок по формуле

    Пэ - скорость коррозии в контролируемой части сосуда или трубопровода в условиях эксплуатации, мм/год;

    Δ S - разность толщин стенок в точках за период контрольных измерений, мм, индексы 1, 2, ..., n означают номера контрольных точек;

    Тэ - время эксплуатации между контрольными измерениями, сутки;

    n - количество контрольных точек замера (не менее трех) по каждой части сосуда или по элементам трубопровода (трубам, отводам, переходам).

    Контрольные точки выбираются в частях сосудов или элементах трубопроводов, наиболее подверженных коррозионному износу.

    2.8. За скорость коррозии сосуда или трубопровода принимается наибольшее из полученных значений скорости коррозии для каждой части сосуда или элемента трубопровода.

    3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ В ИДА И СКОРОСТИ КОРРОЗИИ МЕТАЛЛА ПО ОБРАЗЦАМ-СВИДЕТЕЛЯМ

    3.1. При отсутствии опыта эксплуатации (при освоении нового технологического процесса) и отсутствии необходимых данных по толщинометрии (малый срок эксплуатации сосудов, недоступность объекта для осмотра и проведения измерений) скорость и вид коррозии определяется на основе испытаний образцов-свидетелей из металла идентичного металлу объекта.

    3.2. Количество образцов-свидетелей (не менее трех) в каждой точке установки, их размеры, место установки, а также программа и методика проведения испытаний определяются службой технического надзора, группой (лабораторией) коррозии, в зависимости от конструкции объекта, состава рабочей среды и рабочих условий в отдельных элементах объекта.

    3.3. При разработке методики испытаний образцов-свидетелей необходимо руководствоваться п. п. , , , настоящей инструкции.

    3.4. В случае необходимости определения склонности металла объекта к межкристаллитной коррозии или коррозионному растрескиванию при разработке методики и оценке результатов испытаний образцов-свидетелей следует руководствоваться следующей технической документацией:

    В качестве электродов в датчиках резистометрического типа используется проволока 1 - 2 мм из материалов, у которых необходимо проверить коррозионную стойкость.

    Рис. 1. Шлюзовая камера с зондом для гравиметрических коррозионных испытаний.

    Рис. 2. Датчики для определения коррозионной агрессивности среды (А - поляризационный, Б - резистометрический)

    В качестве электродов в датчиках поляризационного типа используются цилиндрические образцы Æ 3 - 5 мм и длиной до 50 мм, а также пластинчатые образцы, собранные в пакет таким образом, чтобы полюса электродов в пластинках попарно чередовались, а общая площадь положительных электродов равнялась площади отрицательных электродов.

    Для получения сравнимых результатов скорости коррозии металла на действующем оборудовании и на образцах их поверхность должна иметь одну и ту же шероховатость. Шероховатость, характерная для стального проката, может быть приблизительно обеспечена дробеструйной обратной или кратковременным травлением образцов в царской водке (I часть HNO 3 + 3 части HCl). Острые кромки на образцах должны быть слегка притуплены.

    Перед проведением коррозионных испытаний необходимо иметь следующую информацию о материале образцов:

    Марка материала по стандартам или техническим условиям;

    Сортамент заготовки (лист, труба, пруток и т.д.);

    Химический состав;

    Состояние материала (степень деформации и режимы термической обработки);

    Микроструктура;

    Результаты стандартных методов испытаний (по механическим свойствам, по коррозионной стойкости - например, на МКК по ГОСТ 6032 -75) * .

    _____________

    * Указанные показатели определяются при необходимости.

    При испытании сварных образцов необходимо дополнительно знать:

    Способ сварки;

    Марку сварочных материалов;

    Характеристику технологических операций;

    Химический состав металла шва.

    На изготовление образцов должна составляться карта раскроя, в которой указывается расположени е и ориентация образца относительно заготовки и текстуры проката, направление и последовательность выполнения сварных швов, номера образцов.

    Образцы для гравиметрических коррозионных испытаний маркируются путем клеймения или надписи электрокарандашом условных обозначений:

    С одного края образца наносится условное обозначение марки материала;

    С другого края - порядковый номер образца.

    Убедиться в том, что задвижка надежно перекрыта;

    Осторожно отвернуть крышку зонда и снять её вместе со штоком;

    Установить на шток датчик или кассету с образцами, завернув её до упора с натягом (т.к. в условиях вибрации кассета может отвернуться со штока). Снять с кассеты изолирующий чехол с контрольной карточкой, в которой указано место установки, номер кассеты, глубина погружения, и отметить время установки зонда. На штоке установить метку, указывающую на расположение плоскости образцов в кассете.

    Внести кассету в шлюзовую камеру, а камеру закрыть крышкой;

    Осторожно приоткрыть задвижку и медленно заполнить шлюзовую камеру рабочей средой. Убедиться в отсутствии течей в уплотнениях крышки и сальника;

    Ввести зонд в рабочее пространство аппарата или трубопроводе, ориентируя плоскость образцов в кассете вдоль потока (по метке) и закрепись шток в необходимом положении (проволокой, если в зонде отсутствует стопорное устройство);

    В процессе выдержки образцов производится периодический контроль зондов на отсутствие течей в уплотнении крышки и сальника, сохранность ориентации образцов относительно рабочего потока;

    По окончании заданного времени выдержки образцов кассета с образцами переводится в шлюзовую камеру. Перевод штока в исходное положение производить плавно, противодействуя давлению среды, отпустить шток лишь убедившись, что он стоит на упоре. При этом, оператор должен находиться несколько в стороне от направления движения штока;

    Перекрыть задвижку. Продукты, рабочая температура которых представляет опасность ожога для оператора, необходимо остудить в шлюзовой камере до 30 - 40 °С;

    Осторожно на 0,5 - 1,5 оборота отвернуть крышку шлюзовой камеры и сбросить давление;

    Слить продукт из шлюзовой камеры в специальную канистру, снять кассету с образцами и упаковать.

    Сделать отметку в контрольной карточке о времени выемки кассеты из рабочего пространства. Установить крышку на корпус шлюза;

    Образцы в кассетах немедля передать в лабораторию на обработку, а данные контрольной карточки занести в карту «4Н».

    Коррозионные измерения с датчиками резистометрического или поляризационного типа производятся с помощью специальных электроизмерительных приборов - коррозиметров по прилагаемым к этим приборам методикам.

    Сразу по окончании коррозионных испытаний необходимо произвести разборку кассеты и предварительную промывку элементов кассеты и образцов от смолистых и увлажненных рыхлых коррозионных отложений.

    Способ удаления продуктов коррозии с поверхности образцов зависит от их состава и свойств:

    Рыхлые продукты коррозии с плохой адгезией снимаются волосяной щеткой, деревянным шпателем или мягкой резинкой;

    Плотные отложения с плохой адгезией снимаются с помощью отпущенного лезвия (твердость лезвия должна быть ниже твердости образца) приглаживающим движением «на себя» под небольшим углом к поверхности образца с последующей обработкой поверхности мягкой резинкой;

    Хрупкие пленки продуктов коррозии снимаются скалыванием посредством легкого постукивания образца о твердый предмет с последующей обработкой мягкой резинкой;

    Хрупкие пленки продуктов коррозии с хорошей адгезией (например, сульфидная окалина) снимаются с помощью химических или электрохимических методов травления (см. РТМ 26-01-21-68 «Руководящий технический материал. Методы коррозионных испытаний металлических материалов», раздел 6).

    При наличии в продуктах коррозии смолистых отложений целесообразно чередовать механическую зачистку или химическое травление образцов с промывкой их в растворителе.

    Данные о характере отложений отметить в карте «4Н».

    При необходимости продукты коррозии собираются для проведения анализов в стеклянные пробирки с пробкой.

    По окончании снятия с поверхности образцов продуктов коррозии образцы обезжириваются и просушиваются как в п. .

    Взвешивание образцов после просушивания производится на тех же аналитических весах как в п. с точностью 2×10 -4 г. Результаты взвешивания (m 2 ) заносятся в карту «4Н».

    г) Закрытие шлюза и съём кассеты

    Рис. 3. Последовательность выполнения операций при работе с коррозионным зондом:

    1 - рабочий трубопровод; 2 - врезной патрубок; 3 - задвижка; 4 - шлюзовая камера; 5 - крышка камеры; 6 - шток; 7 - кассета с образцами.

    Скорость коррозии материала, определенная резистометрическим методом рассчитывается по формуле:

    (4.4)

    где Пр - скорость коррозии материала, мм/год;

    a - калибровочный коэффициент диапазона измерения в коррозиметре;

    d - начальный диаметр проволочного образца, мм;

    (N 2 - N 1 ) - количество делений шкалы, шкалы прибора между двумя измерениями;

    (t 2 - t 1 ) - время между двумя измерениями, сутки.

    Скорость коррозии материала, определенная методом поляризационного сопротивления, рассчитывается по формуле:

    (4.5)

    где Пп - скорость коррозии материала, мм/год;

    К - константа датчика поляризационного типа, учитывающая электродвижущую силу электрохимического коррозионного процесса, площадь и геометрию электродов датчика и коэффициенты размерности;

    R п - поляризационное сопротивление датчика в агрессивной среде, измеренное коррозиметром, Ом.

    Позеленевшие памятники не так уж безобидны. Попадающие в воздух, воду и почву продукты коррозии опасны для окружающей среды. Памятник Николаю I (скульптор П. К. Клодт) на фоне Исаакиевского собора (архитектор А. А. Монферран) в Санкт-Петербурге.

    Ученые из Института физической химии и электрохимии РАН и Шведского института коррозии составили карты коррозионной стойкости металлов в разных климатических и техногенных условиях. Оказалось, что многие конструкционные и декоративные материалы являются источниками загрязнения солями тяжелых металлов в окружающей среде.

    Различные конструкции, крыши домов, трубы, декоративные части фасадов из металлов и сплавов подвержены атмосферной коррозии, скорость которой может значительно меняться в разных климатических и техногенных условиях, ведь одно дело - чистый воздух и умеренный климат, и совсем другое - влажные, жаркие тропики и выбросы в атмосферу оксидов серы, азота и хлорсодержащих соединений.

    Российские и шведские ученые создали базу данных коррозионной стойкости основных конструкционных и декоративных металлов - стали, цинка, меди, алюминия и его сплавов, бронзы, латуни - в различных географических регионах земного шара. Они систематизировали данные коррозионных испытаний, проводившихся с середины 50-х годов в 47 странах мира и в Антарктиде. Испытания длились от одного года до 15-20 лет. На территории бывшего СССР собрана информация по коррозии из 40 регионов: от "полюса холода" Оймякона до субтропического Батуми, от приморских районов Охотского и Японского морей до Балтийского и Черного.

    Исследования показали, что коррозионная активность атмосферы в действительности гораздо выше, чем предполагалось ранее. В холодном климате - в Антарктиде и в районе Оймякона - скорость разрушения металлов наименьшая. Самыми агрессивными оказались морская и тропическая атмосфера и атмосфера регионов с повышенным содержанием в воздухе оксидов серы. Например, годовая скорость коррозии углеродистой стали в районе станции "Восток", в Антарктиде, составляет 0,05 мкм в год, а в морской атмосфере Нигерии (в 15 м от моря) - 958 мкм в год. Скорость коррозии меди колеблется от 0,07 мкм в год в Оймяконе до 7,5 мкм в год в китайском Чонг Кинге, а цинк, в зависимости от места проведения испытаний, корродирует на 0,09 мкм в год в сухой испанской Гренаде и на 31,8 мкм в год - в приморской Конгелле в Южной Африке.

    Впрочем, была замечена и отрадная закономерность: во многих промышленно развитых районах в 50-е годы показатели коррозии металлов были заметно выше, чем в последнее десятилетие, что говорит о реальных успехах защиты окружающей среды от вредных выбросов в атмосферу. В то же время ученые пришли к выводу, что для всех испытанных металлов на Земле есть точки, где скорости коррозии существенно превышают верхние пределы, допускаемые европейскими стандартами.

    Более того, продукты коррозии в значительной степени вымываются осадками, в особенности кислотными, что ведет к выбросу таких металлов, как медь, цинк, никель, хром, в окружающую среду в заметных количествах. Попадающие в воздух металлы могут переноситься на большие расстояния и выпадать вдали от источников эмиссии, из-за чего повышается их концентрация в почвах, увеличивается сброс в реки, озера и каналы. В перспективе (от 30 до 150 лет) это может создать экологические проблемы в регионах.

    На европейской территории России из-за коррозионных потерь сброс меди в окружающую среду за десять лет составляет в разных регионах от 1 до 22 г/м 2 , при этом они минимальны на северо-востоке и максимальны на западе и юго-западе европейской территории страны.

    ВСЕСОЮЗНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
    ОБОРУДОВАНИЯ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ И НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

    ИНСТРУКЦИЯ
    по определению скорости коррозии металла стенок корпусов
    сосудов и трубопроводов на предприятиях М иннефтехимпрома
    СССР

    Волгоград - 1983

    НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1.1. Настоящая инструкция предназначена для определения фактической скорости коррозии металла стенок корпусов сосудов и трубопроводов, эксплуатирующихся на предприятиях Миннефтехимпрома СССР, с целью установления периодичности их технического освидетельствования в соответствии с требованиями действующих правил и нормативных документов.

    1.3. В случае невозможности или затруднения применения методов, изложенных в п. , скорость коррозии определяется приближенно по образцам-свидетелям или оценкой коррозионности среды по отношению к данному металлу с помощью коррозионных зондов.

    1.4. Определение скорости коррозии производится по каждому сосуду и трубопроводу технологической установки, линии, цеху. Для группы сосудов или трубопроводов, работающих на данной технологической установке, линии, цехе в одной к той же среде при одинаковых рабочих условиях и материальном исполнении, определение скорости коррозии производится по выбранному объекту-представителю.

    1.5. Скорость коррозии металла стенок корпуса сосудов и трубопроводов подлежит уточнению в каждом случае существенного изменения условий их эксплуатации (рабочей среды, температуры, давления), влияющих на коррозионную активность рабочей среды, либо в случае замены материального оформления.

    1.6. На каждом предприятии, владельце сосудов, составляется и утверждается главным инженером перечень сосудов с указанием скорости коррозии металла корпуса. Сведения по скорости коррозии трубопроводов заносятся в паспорт трубопровода.

    При выявлении специальных видов коррозионных повреждений типа коррозионное растрескивание, межкристаллитная коррозия или расслоение по толщине стенки сведения об этом также заносятся в паспорт сосуда или трубопровода, а вопросы дальнейшей эксплуатации или ремонта сосудов и трубопроводов с такими повреждениями должны быть согласованы со специализированной организацией.

    1.7. Контроль скорости коррозии металла стенок сосудов производится в каждый капитальный ремонт, но не реже установленной периодичности технических освидетельствований сосудов. По трубопроводам скорость коррозии контролируется в каждую ревизию.

    2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СКОРОСТИ КОРРОЗИИ ПО ДАННЫМ ФАКТИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ ТОЛЩИНЫ СТЕНОК

    2.1. Результаты периодических измерений толщины стенок сосуда или трубопровода служат основанием для определения скорости коррозии металла в условиях эксплуатации.

    2.2. Замеры толщины стенок производятся неразрушающими методами контроля или путем засверловки и измерения толщины стенки мерительным инструментом. Предпочтение следует отдавать ультразвуковой толщинометрии.

    2.3. Если результаты измерений толщины стенок неразрушающими методами контроля вызывают сомнение, то измерение следует производить сквозной засверловкой.

    2.4. На сосудах и трубопроводах, работающих в средах, вызывающих межкристаллитную коррозию или коррозионное растрескивание под напряжением, сквозные засверловки, с последующей их заделкой методами дуговой сварки, не допускаются.

    2.5. Место и способ измерения толщины стенок сосуда или трубопровода определяется по результатам их технического освидетельствования службами технического надзора с учетом особенностей коррозионных поражений в различных частях сосудов и трубопроводов.

    2.6. Места расположения точек замеров, способ измерения и результаты измерений должны быть оформлены в коррозионной карте на сосуд или трубопровод и храниться в паспорте (см. карты и ).

    Коррозионная карта

    Лист

    Объект

    Предприятие

    Город

    № позиции

    № инвентарный

    Наименование оборудования

    Геометрические размеры

    Марка материала и сведения о средствах защиты

    Рабочая среда процесс (состав и концентрация корроз. агентов)

    Рабочие условия

    Внутри

    Снаружи

    Эскиз оборудования

    Лист

    Объект

    Предприятие

    Город

    № позиции

    № инвентарный

    Наименование оборудования

    2.7. Расчет скорости коррозии стенок сосудов и трубопроводов производится на базе, по крайней мере, двух измерений толщины стенок по формуле

    Пэ - скорость коррозии в контролируемой части сосуда или трубопровода в условиях эксплуатации, мм/год;

    Δ S - разность толщин стенок в точках за период контрольных измерений, мм, индексы 1, 2, ..., n означают номера контрольных точек;

    Тэ - время эксплуатации между контрольными измерениями, сутки;

    n - количество контрольных точек замера (не менее трех) по каждой части сосуда или по элементам трубопровода (трубам, отводам, переходам).

    Контрольные точки выбираются в частях сосудов или элементах трубопроводов, наиболее подверженных коррозионному износу.

    2.8. За скорость коррозии сосуда или трубопровода принимается наибольшее из полученных значений скорости коррозии для каждой части сосуда или элемента трубопровода.

    3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ В ИДА И СКОРОСТИ КОРРОЗИИ МЕТАЛЛА ПО ОБРАЗЦАМ-СВИДЕТЕЛЯМ

    3.1. При отсутствии опыта эксплуатации (при освоении нового технологического процесса) и отсутствии необходимых данных по толщинометрии (малый срок эксплуатации сосудов, недоступность объекта для осмотра и проведения измерений) скорость и вид коррозии определяется на основе испытаний образцов-свидетелей из металла идентичного металлу объекта.

    3.2. Количество образцов-свидетелей (не менее трех) в каждой точке установки, их размеры, место установки, а также программа и методика проведения испытаний определяются службой технического надзора, группой (лабораторией) коррозии, в зависимости от конструкции объекта, состава рабочей среды и рабочих условий в отдельных элементах объекта.

    3.3. При разработке методики испытаний образцов-свидетелей необходимо руководствоваться п. п. , , , настоящей инструкции.

    3.4. В случае необходимости определения склонности металла объекта к межкристаллитной коррозии или коррозионному растрескиванию при разработке методики и оценке результатов испытаний образцов-свидетелей следует руководствоваться следующей технической документацией:

    В качестве электродов в датчиках резистометрического типа используется проволока 1 - 2 мм из материалов, у которых необходимо проверить коррозионную стойкость.

    Рис. 1. Шлюзовая камера с зондом для гравиметрических коррозионных испытаний.

    Рис. 2. Датчики для определения коррозионной агрессивности среды (А - поляризационный, Б - резистометрический)

    В качестве электродов в датчиках поляризационного типа используются цилиндрические образцы Æ 3 - 5 мм и длиной до 50 мм, а также пластинчатые образцы, собранные в пакет таким образом, чтобы полюса электродов в пластинках попарно чередовались, а общая площадь положительных электродов равнялась площади отрицательных электродов.

    Для получения сравнимых результатов скорости коррозии металла на действующем оборудовании и на образцах их поверхность должна иметь одну и ту же шероховатость. Шероховатость, характерная для стального проката, может быть приблизительно обеспечена дробеструйной обратной или кратковременным травлением образцов в царской водке (I часть HNO 3 + 3 части HCl). Острые кромки на образцах должны быть слегка притуплены.

    Перед проведением коррозионных испытаний необходимо иметь следующую информацию о материале образцов:

    Марка материала по стандартам или техническим условиям;

    Сортамент заготовки (лист, труба, пруток и т.д.);

    Химический состав;

    Состояние материала (степень деформации и режимы термической обработки);

    Микроструктура;

    Результаты стандартных методов испытаний (по механическим свойствам, по коррозионной стойкости - например, на МКК по ГОСТ 6032 -75) * .

    _____________

    * Указанные показатели определяются при необходимости.

    При испытании сварных образцов необходимо дополнительно знать:

    Способ сварки;

    Марку сварочных материалов;

    Характеристику технологических операций;

    Химический состав металла шва.

    На изготовление образцов должна составляться карта раскроя, в которой указывается расположени е и ориентация образца относительно заготовки и текстуры проката, направление и последовательность выполнения сварных швов, номера образцов.

    Образцы для гравиметрических коррозионных испытаний маркируются путем клеймения или надписи электрокарандашом условных обозначений:

    С одного края образца наносится условное обозначение марки материала;

    С другого края - порядковый номер образца.

    Убедиться в том, что задвижка надежно перекрыта;

    Осторожно отвернуть крышку зонда и снять её вместе со штоком;

    Установить на шток датчик или кассету с образцами, завернув её до упора с натягом (т.к. в условиях вибрации кассета может отвернуться со штока). Снять с кассеты изолирующий чехол с контрольной карточкой, в которой указано место установки, номер кассеты, глубина погружения, и отметить время установки зонда. На штоке установить метку, указывающую на расположение плоскости образцов в кассете.

    Внести кассету в шлюзовую камеру, а камеру закрыть крышкой;

    Осторожно приоткрыть задвижку и медленно заполнить шлюзовую камеру рабочей средой. Убедиться в отсутствии течей в уплотнениях крышки и сальника;

    Ввести зонд в рабочее пространство аппарата или трубопроводе, ориентируя плоскость образцов в кассете вдоль потока (по метке) и закрепись шток в необходимом положении (проволокой, если в зонде отсутствует стопорное устройство);

    В процессе выдержки образцов производится периодический контроль зондов на отсутствие течей в уплотнении крышки и сальника, сохранность ориентации образцов относительно рабочего потока;

    По окончании заданного времени выдержки образцов кассета с образцами переводится в шлюзовую камеру. Перевод штока в исходное положение производить плавно, противодействуя давлению среды, отпустить шток лишь убедившись, что он стоит на упоре. При этом, оператор должен находиться несколько в стороне от направления движения штока;

    Перекрыть задвижку. Продукты, рабочая температура которых представляет опасность ожога для оператора, необходимо остудить в шлюзовой камере до 30 - 40 °С;

    Осторожно на 0,5 - 1,5 оборота отвернуть крышку шлюзовой камеры и сбросить давление;

    Слить продукт из шлюзовой камеры в специальную канистру, снять кассету с образцами и упаковать.

    Сделать отметку в контрольной карточке о времени выемки кассеты из рабочего пространства. Установить крышку на корпус шлюза;

    Образцы в кассетах немедля передать в лабораторию на обработку, а данные контрольной карточки занести в карту «4Н».

    Коррозионные измерения с датчиками резистометрического или поляризационного типа производятся с помощью специальных электроизмерительных приборов - коррозиметров по прилагаемым к этим приборам методикам.

    Сразу по окончании коррозионных испытаний необходимо произвести разборку кассеты и предварительную промывку элементов кассеты и образцов от смолистых и увлажненных рыхлых коррозионных отложений.

    Способ удаления продуктов коррозии с поверхности образцов зависит от их состава и свойств:

    Рыхлые продукты коррозии с плохой адгезией снимаются волосяной щеткой, деревянным шпателем или мягкой резинкой;

    Плотные отложения с плохой адгезией снимаются с помощью отпущенного лезвия (твердость лезвия должна быть ниже твердости образца) приглаживающим движением «на себя» под небольшим углом к поверхности образца с последующей обработкой поверхности мягкой резинкой;

    Хрупкие пленки продуктов коррозии снимаются скалыванием посредством легкого постукивания образца о твердый предмет с последующей обработкой мягкой резинкой;

    Хрупкие пленки продуктов коррозии с хорошей адгезией (например, сульфидная окалина) снимаются с помощью химических или электрохимических методов травления (см. РТМ 26-01-21-68 «Руководящий технический материал. Методы коррозионных испытаний металлических материалов», раздел 6).

    При наличии в продуктах коррозии смолистых отложений целесообразно чередовать механическую зачистку или химическое травление образцов с промывкой их в растворителе.

    Данные о характере отложений отметить в карте «4Н».

    При необходимости продукты коррозии собираются для проведения анализов в стеклянные пробирки с пробкой.

    По окончании снятия с поверхности образцов продуктов коррозии образцы обезжириваются и просушиваются как в п. .

    Взвешивание образцов после просушивания производится на тех же аналитических весах как в п. с точностью 2×10 -4 г. Результаты взвешивания (m 2 ) заносятся в карту «4Н».

    г) Закрытие шлюза и съём кассеты

    Рис. 3. Последовательность выполнения операций при работе с коррозионным зондом:

    1 - рабочий трубопровод; 2 - врезной патрубок; 3 - задвижка; 4 - шлюзовая камера; 5 - крышка камеры; 6 - шток; 7 - кассета с образцами.

    Скорость коррозии материала, определенная резистометрическим методом рассчитывается по формуле:

    (4.4)

    где Пр - скорость коррозии материала, мм/год;

    a - калибровочный коэффициент диапазона измерения в коррозиметре;

    d - начальный диаметр проволочного образца, мм;

    (N 2 - N 1 ) - количество делений шкалы, шкалы прибора между двумя измерениями;

    (t 2 - t 1 ) - время между двумя измерениями, сутки.

    Скорость коррозии материала, определенная методом поляризационного сопротивления, рассчитывается по формуле:

    (4.5)

    где Пп - скорость коррозии материала, мм/год;

    К - константа датчика поляризационного типа, учитывающая электродвижущую силу электрохимического коррозионного процесса, площадь и геометрию электродов датчика и коэффициенты размерности;

    R п - поляризационное сопротивление датчика в агрессивной среде, измеренное коррозиметром, Ом.

    Навигационные карты должны строго соответствовать обстановке на местности. Изменения на местности происходят все время: строятся и устанавливаются новые объекты на берегу, разрушаются старые объекты, появляются новые подводные препятствия, протраливаются и очищаются от опасностей фарватеры и т. д.

    Для поддержания карты на уровне современности, т. е. приведения ее в соответствие с местностью, необходимо исправлять карту, нанося на нее происшедшие на местности изменения. Исправления карт можно выполнять различными способами: составляют новый оригинал карты и с него отпечатывают новый тираж, или исправляют оригинал карты и печатают с него тираж, или исправляют каждый экземпляр уже имеющихся карт от руки.

    Поэтому все исправления, в зависимости от объема и способа, делятся на новое издание, большую корректуру и малую корректуру.

    Новые издания выпускают в том случае, если объем изменений на местности требует исправления 50% и более картографической нагрузки данной карты.

    С выходом карты нового издания все ранее вышедшие тиражи этой карты считаются устаревшими и не пригодными к использованию.

    О новом издании карты официально уведомляют обычно в Извещении мореплавателям.

    Большая корректура карты выполняется, когда объем происшедших на местности изменений хотя и требует исправлений менее 50% картографической нагрузки карты, но вносить их вручную нецелесообразно: исправления значительные, и если их сделать от руки, карта будет трудночитаемой и не пригодной к использованию.

    К большой корректуре относятся исправления, соответствующие следующим изменениям на местности: перемещение приметных береговых объектов и постановка новых, изменение характеристики маяков и освещаемых знаков, новые данные о глубинах (по результатам позднейших промеров), изменение береговой черты (постройка мола, размыв берега и т. д.).

    Большую корректуру выполняют на одной из карт, которая после ее исправления является оригиналом. Издательский оригинал фотографируют, изготовляют печатную форму и печатают тираж. Новое издание и большую корректуру выполняют специалисты-картографы.

    Малая корректура карт - исправление отдельных элементов карты, производимое от руки без ущерба для четкости карты.

    Малая корректура производится судоводительским составом непосредственно на судах.

    Материалами для малой корректуры служат:

    Извещения мореплавателям;

    Радионавигационные предостережения (НАВИП);

    Дополнения к лоциям и другим руководствам для плавания;

    Сводные корректуры к руководствам для плавания.

    На судах рекомендуется вести специальный журнал корректуры карт и пособий. Все карты и пособия надо исправлять немедленно по получении Извещения и во всяком случае до выхода в плавание. Если это почему-либо не было сделано своевременно, то при пользовании картой во время плавания следует по корректурному журналу или по каталогу карт проверить, имеются ли Извещения к данной карте, и при наличии их произвести исправления.

    Исправления постоянного характера делают красной тушью или красными чернилами мелким шрифтом с соблюдением условных обозначений; исправления временного или предположительного характера делают карандашом. При большом объеме текстовой корректуры удобнее текст Извещения мореплавателям перепечатать на машинке и вклеить в. соответствующее место книги.

    Иногда представляется возможным вырезать текст корректуры из Извещения мореплавателям и вклеить его в книгу. Корректуру карт нужно начинать с последнего Извещения, так как последующие могут аннулировать сведения, помещенные в предыдущих. Если в Извещении ссылки даны на несколько карт, то корректуру надо начинать с карт наиболее крупного масштаба, так как это облегчит последующее внесение корректур на картах мелкого масштаба; иногда на последних вообще нельзя сделать исправления с достаточной четкостью.

    Отметка о внесении корректуры с указанием номера и даты Извещения делается внизу под рамкой карты, с левой стороны, красной тушью или чернилами и подписывается лицом, выполнившим исправления на карте.

    На тех судах озерного и каботажного плавания, на которых систематическая корректура карт и пособий вследствие специфических- условий плавания не всегда возможна, следует карты и пособия сдавать для корректуры в навигационные камеры.

    Loading...Loading...