Реформация в европе, католическая реформация. Ирландия более не является «оплотом католицизма Особенности Реформации в Англии

Католической Церкви в Ирландии. В этот же день на сайте агентства Zenit был дан обзор выступления архиепископа Дублина Дермута Мартина, содержащего анализ ситуации в этой некогда «самой католической» стране Европы.

Архиепископ Дублина Дермут Мартин надеется, что Международный Евхаристический Конгресс, который пройдет в Ирландии в следующем году, поможет местной Католической Церкви на путях обновления. Об этом он заявил в четверг 2 июня 2011 г., выступая перед членами Оргкомитета этого мероприятия.
«Ирландская Церковь испытывает жгучую нужду в обновлении, — сказал, в частности, иерарх, — причем это обновление должно совершаться по преимуществу ее же собственными силами. Однако присутствие на Евхаристическом Конгрессе паломников со всего земного шара оказало бы нам огромную поддержку в этом деле. Мы надеемся, что христиане всего мира приедут в Дублин, чтобы выразить свою солидарность с Церковью в Ирландии, оказать ей поддержку, что они объединятся с нами в молитве о ее обновлении».

Далее 66-летний архиепископ обрисовал трудную ситуацию Ирландской Церкви. Он прямо говорил о «революции религиозной культуры», происходящей в стране.
«Многие люди заграницей всё еще считают Ирландию оплотом традиционного католицизма, — сказал высокопреосвященный Дермут Мартин. – Они, наверное, очень удивятся, когда обнаружат, что в некоторых районах Дублина на воскресную Мессу ходит порядка 5% католического населения, а еще в иных – даже меньше 2%. В целом по Дублинской митрополии воскресную Мессу посещает около 18% католиков».
Архиепископ отметил, что процент практикующих католиков в Дублине – значительно ниже, чем в любом другом регионе Ирландии, однако приведенные цифры свидетельствуют о многом, как и тот факт, что в текущем году, во второй раз с 2004 г., когда Дермут Мартин возглавил Дублинскую митрополию, в ней не будет ни одного священнического рукоположения. Едва ли лучшей выглядит ситуация и на ближайшие годы. «У нас есть лишь крошечная струйка новых духовных призваний», — признал архиепископ Мартин.

С особой тревогой он отметил растущее отчуждение между Церковью и молодежью. «С довольно раннего возраста молодые люди начинают уклоняться от любого контакта с Церковью, — заявил Дублинский первоиерарх, — в том числе, перестают посещать воскресную Мессу. Разумеется, показатель посещения воскресной Мессы – это отнюдь не единственная статистическая величина, характеризующая связь людей с Церковью и миссией Иисуса Христа. Но, с другой стороны, едва ли можно оставаться христианином, годами не имея никакого контакта с Евхаристией. Как раз по этой причине Евхаристический Конгресс так нужен нам: мы надеемся на его существенный вклад в наше обновление».

Далее архиепископ Мартин высказал мнение, что Церковь в Ирландии напрасно старается решать актуальные проблемы, используя традиционные пастырские инструменты, пусть даже они и были эффективны вчера. «Многие наши пастырские институты и стратегии более не годятся, — сказал он, — ведь они подразумевают, что страна живет культурой массового католицизма, а на самом деле это уже не так».
«То, что ныне происходит в Ирландии – это трагедия, — добавил он, — причем я имею в виду не только ужасы сексуальных злоупотреблений. Я имею в виду и тот факт, что мы потерпели провал в попытке передать нашу веру будущим поколениям».

Тем не менее, архиепископ Дермут Мартин, завершая свое выступление, заявил, что остается оптимистом. «Процесс восстановления идет медленно, но определенные проблески надежды всё же есть, — отметил он. – Нам необходимо помнить, что надежда, которую столь многие люди желают видеть в своей жизни, – это не наше и не их творение. Надежда происходит от действия Божией благодати в жизни людей. Христиане живут надеждой, находясь во власти тех же фактов, которые других ввергают в безнадежность. И это – только благодаря присутствию Божией благодати, которая дает нам отвагу надеяться даже перед лицом нашей очевидной беспомощности».

С древнейших времен до создания Германской империи Бонвеч Бернд

Контрреформация и конфессионализация

Религиозная жизнь Германии середины XVI - начала XVII вв. характеризуется динамичными изменениями конфессиональных границ, распространением новой (кальвинизма) и дальнейшим оформлением уже существовавших конфессий, политическими преследованиями религиозных оппонентов, миграциями, вызреванием противоречий, которые привели к новому столкновению протестантов и католиков в годы Тридцатилетней войны. Два взаимосвязанных, порой неразделимых процесса определяли судьбу религиозного вопроса в этот период. С одной стороны - контрреформация, инициированная решениями Тридентского собора и осуществлявшаяся католическими князьями Германии, с другой - конфессионализация: оформление символов веры, обрядности и структуры протестантских и реформированной католической церквей, а также установление четких границ, в пределах которых официально господствовало только одно вероисповедание.

Под Контрреформацией в Европе понимается обновление католической церкви посредством внутренних реформ с целью вернуть доверие людей и борьба с протестантизмом с использованием всех форм - от убеждения до политического давления и религиозного террора. Термин «Контрреформация», носивший в отечественной историографии почти исключительно негативный оттенок (феодально-католическая реакция), германские историки второй половины XX в. (Йозеф Лорц, Хуберт Йедин, Эрнст Вальтер Цееден, Хайнц Шиллинг и др.) наполняли совершенно иным содержанием. В частности, И. Лорц и X. Педин предложили различать два процесса: Контрреформацию и католическую реформу. Выдвигались концепции «католической Реформации» и «католической модернизации». Так или иначе, акцентировалось внимание на позитивных изменениях, на связи реформ с оформлением новой структуры управления в каждом из католических княжеств. В конечном итоге стало ясно, что разделить понятия «Контрреформация» и «конфессионализация» в истории Германии содержательно не представляется возможным , ибо реализация контрреформационных мер в католической части Германии интенсифицировала процесс конфессионализации. Неслучайно, что в современных германских исследованиях эти два термина рассматриваются как тождественные, а Контрреформация для германских земель середины XVI - начала XVII в. определяется немецким историком Э. В. Цееденом как «католическая конфессионализация».

Меры, которые следует рассматривать как начальный этап конфессионализации, начали осуществляться еще во второй половине 20-х - 30-е гг. XVI в. Происходила частичная секуляризация церковного имущества, сокращались некоторые налоговые, финансовые и правовые привилегии духовенства, расширялось влияние государства в местных церковных делах. В Германии папские мандаты позволяли католическим князьям, наряду с жесткой политикой рекатолизации, устанавливать контроль за деятельностью церковных учреждений. В Баварии под нажимом князей церкви и монастыри вернулись к католицизму. Государственные комиссии и комиссары строго контролировали публичную церковную деятельность, преподавание церковных дисциплин, книгоиздательское дело. Надо отметить, что процессы рекатолизации в Германии стали не только следствием мер, принимаемых папой и князьями. Рекатолизация происходила и на уровне обыденного сознания. Разочарованные в реформационных, прежде всего общественных идеалах, люди возвращались в лоно католической церкви (особенно много таковых было среди крестьян после Крестьянской войны).

Тридентский собор , проходивший в три этапа с 1545 по 1563 г., осудил и отверг те положения протестантизма, которые противоречили католицизму. Подтверждалось, что Священное предание должно почитаться наравне со Священным Писанием, сохранялось в неприкосновенности большинство церковных обрядов, ритуалов и норм. Инквизиция ввела контроль за изданием книг, их продажей, в 1559 г. был распространен Индекс запрещенных книг, включавший сочинения реформаторов, и книги, не соответствовавшие католическому пониманию благочестия, в том числе и отдельные произведения гуманистов.

Постановления Тридентского собора положили начало реформам католической церкви. Реформы преследовали цели повышения ее авторитета и влияния в обществе. Собор принял решение о реформе управления духовенством, которая предусматривала усиление епископского надзора за клиром, реорганизацию соборных капитулов, монашеских орденов, устанавливались санкции против злоупотреблений и распущенности духовенства. В каждой епархии учреждались семинарии для пестования молодых священников и повышения образовательного уровня католического духовенства, представители которого слишком часто проигрывали в теологических спорах с протестантскими проповедниками. Упорядочивалось управление церковным имуществом, воспрещались торговля духовными должностями и вымогательства, отменялась практика торговли индульгенциями. Вводилось единообразие в католическую литургию, исправлялись богослужебные книги и обряды.

Проведя реформы, римско-католическая церковь с середины XVI в. взяла курс на повсеместную реставрацию католицизма. В Германии католическая церковь опиралась на различные социальные группы: в верхненемецких княжествах - на княжеские администрации, в рейнских землях - на влиятельные силы в среде горожан. Сторонники католицизма вели широкую письменную и устную пропаганду среди населения, возобновляли, где оказывалось возможным, отправление богослужения и обрядов римской церкви. Реформированная католическая церковь, опираясь на букву Аугсбургского религиозного мира о праве государя определять вероисповедание подданных, добивалась восстановления католицизма в полном объеме. Во второй половине XVI в. в Германии активно развернул свою деятельность орден иезуитов. Довольно скоро им удалось утвердиться в католических землях, особенно в Баварии. Представительства ордена появились также в Кёльне, Трире, Диллингене, Майнце, Браунсберге, Мюнхене. Одним из главных оплотов католицизма в Германии стал университет Ингольштадта, попавший под влияние иезуитов в начале 1550-х годов. Со вступлением на императорский престол в 1576 г. Рудольфа II (1552-1612) католики могли рассчитывать и на поддержку императорской власти.

Тем не менее успехи реформированной католической церкви в Германии были гораздо скромнее, чем в Южной Европе. Католицизм, укрепившись на юге Германии, так и не смог вернуть в лоно единой церкви большинство князей и их подданных на севере страны. Более того, в последней трети XVI в. протестантизм завоевывает новых сторонников в германских землях. Особенно впечатляющим было распространение кальвинизма. В то время как ортодоксальное лютеранство тратило силы в теологических дискуссиях, кальвинизм предложил подлинное развитие реформационной мысли и энергичное воплощал новые идеи на практике.

Основателем кальвинизма был француз Жан Кальвин (1509-1564). Его главный труд «Наставление в христианской вере» прошел через несколько редакций (окончательный вариант 1559 г.) и отразил определенную эволюцию взглядов Кальвина. Центральным звеном кальвинизма стало учение о Божественном предопределении. Лютер оставил без убедительного ответа вопрос: как проверить, искренне ли верит человек в Бога? Кроме добросовестного исполнения человеком моральных норм, предписываемых лютеранством, гарантий искренности веры не было. Именно эту проблему смог решить Кальвин. Он утверждал, что Бог еще до сотворения мира предначертал каждому человеку его участь: одним - погибель, другим - спасение. Изменить судьбу человек не в силах, никакие заслуги не принимаются в расчет - ни добрые дела, ни искренняя вера. Человек вследствие первородного греха испорчен, лишь по милости Господней ему даруется вера в Бога. Такое понимание человека должно было бы порождать фатализм, но Кальвин теологически обосновывает исключительную активность личности. Человек не знает, что ему предписано свыше, и узнать это доподлинно не может, но Бог время от времени подает знак, верно ли человек исполняет свое «призвание» и что его ожидает в загробной жизни. Таким знаком является успех или неудача человека во всех жизненных начинаниях. Если человек счастлив в браке, имеет детей, здоров, удачлив в профессиональной деятельности» то это и является намеком свыше на то, что ему суждено спасение. Так как успех не приходит сам собой, человек должен всеми силами его добиваться. Кальвин теологически обосновал религиозно-нравственные стимулы энергичной деятельности индивида, что оказало влияние на развитие духа предпринимательства ранней буржуазии и более рационального восприятия жизни: именно трудом достигается успех.

В своем политическом учении Кальвин, подобно Лютеру и Цвингли, рассматривал государство как установление Бога, но подчеркивал и обязанности правителей в служении обществу и даже отстаивал право общины на сопротивление тирании. Кальвинизм отличали строжайший надзор за поведением и образом мыслей граждан, систематические инспекции частных жилищ, суровые наказания за преступления против нравов и веры, нетерпимость к инакомыслящим. Важное значение для Реформации имела новая организация церкви с весомой ролью собрания пасторов (конгрегации) и пресвитерианских консисторий, ведавших делами нравственно-религиозного назидания.

Попытка Кальвина лично распространять свое учение в Германии в 1539-1541 гг. не имела успеха. Однако к 60-м гг. XVI в. кальвинизм превратился в значимую религиозную силу. Носителями кальвинистских убеждений в Германии были мигранты из Голландии, Испанских Нидерландов и предпринимательско-бюргерские круги крупных немецких городов. Тесная взаимосвязь между кальвинистской этикой и раннекапиталистическим сознанием показывает, что в городах западногерманских земель укрепился довольно широкий слой буржуазии.

Решающую роль в утверждении учения Кальвина в Германии играла княжеская власть. С точки зрения прирейнских князей, кальвинизм обладал некоторыми преимуществами перед лютеранством. Он позволял установить контроль за подданными» в том числе и за их повседневной жизнью. Кальвинистское предопределение стимулировало экономическое развитие княжеств» что вело к росту доходов правителей. Распространившийся в Швейцарии» Франции, Англии, Голландии, Восточной Европе кальвинизм давал прочную основу для международной защиты протестантского движения от посягательств императора и папства. Кроме того, он служил интересам мелких княжеств, оберегая их от экспансии со стороны более крупных, делал их независимыми от влияния лютеранских и католических курфюрстов. В связи с успехами кальвинизма в Германии немецким историком Х. Шиллингом введено понятие «вторая Реформация», которая характеризуется германскими исследователями как княжеская.

Таким образом, во второй половине XVI в. в Германии сосуществовали и противоборствовали три конфессии: католическая, лютеранская и кальвинистская (немецкая реформатская церковь, которую следует отличать от лютеранской). Несмотря на общие черты, конфессионализация имела в рамках каждой из названных церквей свои особенности.

Конфессионализация лютеранской (евангелической) церкви

В середине XVI в. среди лютеранских богословов произошел раскол. Поводом послужило желание Ф. Меланхтона достичь компромисса сначала с католиками, затем с кальвинистами. В одном из самых сложных вопросов - толковании евхаристии - Меланхтон склонялся в пользу кальвинистской трактовки. Это и вызвало против него и его последователей оппозицию ортодоксальных лютеран, центром которой стал Йенский университет. В 70-е гг. XVI в. были предприняты попытки прекратить распри и выработать «формулу согласия» - единые исповедальные символы. Однако «формула согласия» (конкордия) 1577 г. получила признание только в курфюршествах Саксония, Бранденбург, в 20 герцогствах, 24 графствах, 35 имперских городах. Церковные власти Гессена, Анхальта, Померании, Нюрнберга отказались к ней присоединиться, В итоге достичь полного единообразия культа так и не удалось. Во второй половине XVI - начале XVII в. преобладала насильственная конфессионализация. Саксонсхий курфюрст присоединил епископства Мейсен, Наумбург и Мерзебург; курфюрст Бранденбургский - епископства Бранденбург, Гавельберг и Лебус, Хальберштадт и архиепископство Магдебург. Население этих территорий принуждалось к принятию лютеранства.

Управление лютеранской церкви, как правило, возглавлялось князем и имело сложную многоуровневую структуру. За правителем закреплялось право верховного надзора. Непосредственное управление осуществлялось через Верховную консисторию и консистории. Их члены контролировали финансовые расходы, подготовку пасторов и учителей. Главным церковным законодательным органом был Генеральный Синод. Важная функция принадлежала интендантам (генеральный интендант, специальные интенданты), осуществлявшим регулярные инспекции приходов, руководство приходскими выборами. В систему церковных учреждений были включены школы, гимназии и университеты. Выполнение духовной миссии возлагалось на пасторов. Протестантский пастор обладал солидной теологической и гуманистической подготовкой и опирался на поддержку светских властей» не останавливавшихся перед мелочной регламентацией всех сторон жизни подданных и превративших библейские десять заповедей в государственный закон. В результате доведения катехизиса до сознания каждого прихожанина, распространения элементарного обучения, крестьянское и городское население Германии получило больше сведений религиозного содержания и ближе узнало евангельское учение. Результаты христианской образованности в сельской местности были скромнее, так как крестьянство подчас проявляло религиозный консерватизм.

При всех нюансах протестантизм установил новое понимание религии как непосредственной связи между верующим и Христом. Было пересмотрено отношение к труду, который отныне рассматривали как религиозно-этическую ценность и призвание. Запрещались и преследовались многие элементы народной культуры, отменялись праздники. В практике проповеди подчеркивались важность и ценность семейной жизни, взаимные обязанности родителей и детей. Перед семьей была поставлена задача воспитания послушных подданных.

Конфессионализация немецкой реформатской (кальвинистской) церкви

Первым из князей-лютеран, перешедшим на сторону кальвинизма в Германии в 1561-1563 гг., был курфюрст пфальцский Фридрих III. По его поручению в 1563 г. был составлен Гейдельбергский катехизис, который вскоре был признан всеми немецкими кальвинистами. Кальвинистская конфессионализация на протяжении 1570-х гг. охватила в основном мелкие владения: Лимбург, Нассау-Дилленбург, Текленбург, Реда, а также имперский город Бремен. Сын и наследник Фридриха III Людвиг VI (1539-1583) был фанатично предан лютеранству, но после его смерти регент Иоганн Казимир при малолетнем курфюрсте Фридрихе IV вернул Пфальц к кальвинизму и даже пытался примирить все протестантские учения. Поддержал Иоганна в попытках достичь компромисса между лютеранами и кальвинистами ландграф Гессен-Касселя Мориц. Однако, потерпев неудачу, он в 1604 г. перешел в реформатскую церковь.

Противоборство кальвинистов и лютеран усилилось после выработки последними «формулы согласия». Лютеране, видя в реформатской церкви серьезного соперника, высказывались в том духе, «что лучше паписты, чем кальвинисты». Тем не менее кальвинизм одерживал новые победы. Кальвинистскую конфессионализацию провели мелкие графства Вестфалии и нижнерейнского региона, большое значение имел переход в кальвинизм Анхальта (1589-1596) и курфюршества Бранденбург (1614).

Представление об общих принципах организации реформатской церкви дает пример курфюршества Пфальц. Как и в лютеранской Саксонии, курфюрст возглавлял церковное управление, осуществляя верховный надзор за нижестоящими органами, финансовыми расходами. Центральное место в руководстве церковными учреждениями было отведено церковному совету. В его распоряжении был институт инспекторов для визитаций всех нижестоящих подразделений. Посредническую роль выполнял конвент, представители которого инспектировали приходы и в случае необходимости подавали апелляции. Также церковный совет назначал священников и учителей в приходы. Совет пресвитеров участвовал в выборах пресвитеров и сборщиков подаяний в каждом приходе. Отлаженный механизм церковного управления, по мнению германских историков, оказал влияние на развитие государственного аппарата и княжеского абсолютизма.

В кальвинистских княжествах секуляризация имела наиболее законченный вид. Церковное имущество укрепило материальную базу княжеской власти, использовалось для содержания чиновников, армии, школ. В полной мере реализовало себя в данных регионах иконоборческое движение. Огромное влияние на паству кальвинисткой церкви строилось на полном подчинении личности верующего. Аскетический кодекс нравственности и жесткая морализация семейно-брачных отношений способствовали сокращению внебрачных связей, внебрачных рождений. Кальвинисты наиболее последовательно вели борьбу с магией» культами святых и другими проявлениями народной культуры. Они настаивали на безусловном следовании Библии. Христианско-просветительская деятельность кальвинистской церкви (наряду с лютеранской и реформированной католической) позволила французскому историку Ж. Делюмо высказать мысль о том, что «подлинная» христианизация была осуществлена только в конце XVI - XVII в. Борясь с суевериями, протестантская церковь стала накладывать ограничения и даже запрещать праздники. Наряду с культом труда в кальвинистской этике это послужило одной из причин отмены всех праздников, кроме воскресных дней.

Кальвинистская конфессионализация имела свои особенности. Главной формой ее утверждения стала княжеская Реформация. Распространение кальвинизма почти повсеместно происходило на бывших лютеранских территориях. Социальный базис реформатской церкви был узок в большинстве территорий Германии. В ряде регионов кальвинизм встречал яростный отпор лютеранского населения, что вынуждало княжескую власть искать компромисс с лютеранскими общинами. В Бранденбурге в 1614 г. после объявления о принятии кальвинизма Иоганном Сигизмумдом вспыхнуло восстание в Берлине. Князь был вынужден торжественно обещать ландтагу не навязывать реформатскую доктрину. В результате в Бранденбурге утвердилась биконфессиональная форма: князь и его окружение были кальвинистами, а подавляющая часть населения сохранила верность лютеранству.

Католическая конфессионализация

Реформы католической церкви дали несомненный эффект. Сократились и были упорядочены выплаты в пользу церкви. Большая часть сборов оставалась в приходе, верующие могли видеть, на что тратились средства. Появляется новый тип приходского священника, уровнем жизни и образованием, равно как и манерой поведения, резко выделявшегося из своего сельского окружения. Католицизм перестал ассоциироваться с образом малограмотного и невежественного священника. Создание широкой сети образовательных учреждений, в том числе и иезуитских» внимание к качеству образования позволили католической администрации найти немало новых сторонников и распространить католическую догматику.

Католическая формула коллективного спасения более соответствовала ценностным ориентирам традиционного крестьянства, чем протестантский догмат о спасении индивидуальном. Поэтому католический культ имел прочную основу именно в деревне. До мирян доносилась формула исповедания католической веры посредством каждодневной просветительской работы священников, утвержденная Тридентским собором. Сохранение культа святых оставило своеобразную нишу для сельского политеизма. Однако и обновленная католическая церковь ограничивала народные праздники.

Территории с преобладающей религией:

Католицизм

Лютеранство

Кальвинизм и цвинглианство

Значительные религиозные меньшинства

Конфессиональные границы в Священной Римской империи германской нации накануне Тридцатилетней воины

Церковное управление в католических регионах Германии отличалось гораздо большим единообразием, чем в протестантских княжествах, но все же имело существенные региональные отличия. Каждый католический диоцез (округ) возглавлял епископ, избираемый соборным капитулом. Типичная модель предполагала сосредоточение в руках епископа важнейших функций управления и контроля. Он осуществлял непосредственное управление, посвящал в священники, назначал церковных чиновников, контролировал их. Заместители епископа - вайхбишоф, генеральный викарий и оффициал курировали отдельные направления. Вайхбишоф был заместителем по линии визитации и поддержания обрядов, он курировал монастыри, священников и общины. Генеральный викарий осуществлял замещение епископа по всей административной части, оффициал отправлял церковный суд и суд чести.

Архидьякон непосредственно контролировал священников и прихожан и осуществлял все повседневные судебные дела, визитацию и служебный надзор. Архидьяконат также надзирал за работой капитула. Община выступала подконтрольной сразу четырем инстанциям: вайхбишофу, оффициалу, викарию и архидьякону, хотя реальными возможностям для надзора обладал именно архидьяконат. Дублирование функций должно было обеспечить всестороннее влияние на религиозный быт мирян. Капитул в такой жесткой структуре управления утрачивал самостоятельное значение.

В католических княжествах Германии огромная роль отводилась политическому подавлению лютеранства, кальвинизма и других протестантских течений. Активными проводниками рекатолизации в Германии стали герцоги Баварии. В середине XVI в. Альбрехт V (1530-1579) повел решительную борьбу с протестантизмом в своих владениях, в скором времени сумев подчинить находившуюся в оппозиции земельную аристократию и изгнать всех сторонников новых учений. Как опекун наследника Альбрехт V осуществил католическую реставрацию в Баденском герцогстве. В 1583 г. он предотвратил Реформацию и секуляризацию кёльнского курфюршества, которую был намерен провести архиепископ Кёльна. Восстановление и укрепление римской церкви в этом городе предопределило победу рекатолизации в соседних духовных княжествах - Падерборне, Оснабрюке и Мюнстере, По образцу Кёльна католическую реставрацию, сопровождавшуюся гонениями на протестантов, предприняли епископы Вюрцбурга, Бамберга, Аугсбурга, Регенсбурга, Зальцбурга, а также курфюрсты-архиепископы Майнца и Трира.

Конфессионализация проходила в германских землях в сложной социально-политической обстановке. В отличие от аналогичных процессов в Англии или скандинавских странах, в Германии отсутствовал единый религиозный центр, конфессионализация осложнялась противоборством католиков и протестантов, идейными столкновениями в протестантском лагере, односторонней позицией императорской власти, вмешательством других государств. Агрессивная политика рекатолизации католических князей, поддерживаемая императором, папой и испанским королем, а также насильственное утверждение протестантизма явились, в конечном итоге, одними из главных причин Тридцатилетней войны.

Спас. Миниатюра. Рейхенау. Ок. 980 г.

Домский собор Кёльне. 1248-1880 гг.

Церковь св. Марии (Мариенкирхе). Любек. Ок. 1270-1350 гг.

Фридрих I Барбаросса и его сыновья (Генрих и Фридрих) в Третьем крестовом походе

Фрауэнкирхе - один из самых известных символов Мюнхена. 1468-1525 гг.

Германская средневековая миниатюра. Ок. 1330 г.

Альбрехт Дюрер (1471-1528). Алтарь Паумгартнеров. Ок. 1500-1504 гг.

Ганс Гольбейн Старшин (1465-1524). Мученичество св. Себастьяна. Алтарь св. Себастьяна, средняя часть. 1516 г.

Вертингер Ганс (прозванпый Шваб). (1456/1470-1533). Сельский праздник. Между 1525-1530 гг.

Альбрехт Альдорфер (1480-1538). Битва при Иссе. 1529 г.

Лукас Кранах Младший. Проповедь Иоанна Крестителя. 1549 г.

Л. Кранах старший. Женский портрет 1526 г.

Л. Кранах Старший. Портрет принцессы Сибиллы Клевской в наряде принцессы. 1526 г.

Л. Кранах Старший. Саломея. Ок. 1530 г.

Л. Кранах Младший. Портрет Анны фон Минквиц. 1543 г.

Л. Кранах Младший. Портрет маркграфини Ансбах-Байректской. Ок. 1579 г.

Альбрехт Дюрер. Портрет жены. 1507 г.

Л. Кранах Старший. Портрет Анны Куспиниан. Ок. 1503 г.

Л. Кранах Старший. Портрет жены юриста. Ок. 1503 г.

Николас Нейшатель. Портрет молодой женщины. 1561 г.

Швабский художник начала XVI в. Портрет Бенгины Минзингерин, жены Михаэля Фиклера

Раздел цветной выставки «Женские головные уборы XVI в.». Знать (верхний ряд портретов). Бюргеры (нижний ряд портретов)

Театинеркирхе. Мюнхен. 1663-1770 гг.

Потсдам. Ансамбль Сан-Суси. Новый дворец. 1763-1769 гг.

Потсдам. Дворец Сан-Суси. 1745-1762 гг. Архитектор Г. В. фон Кнобельсдорф

Потсдам. Ансамбль Сан-Суси. Картинная галерея. 1755-1762 гг.

Потсдам. Бранденбургские ворота. 1770 г.

Потсдам. Ансамбль Сан-Суси. Китайский чайный павильон. 1754-1757 гг.

Бранденбургские ворота. Берлин. Построены в 1788-1791 гг. Карлом Готхардом Лангханс. В 1793 г. Готфрид Шадов увенчал ворота скульптурой богини Победы на колеснице

Йозеф Карл Штилер (1781-1858). Баварский король Людвиг I и облачении для коронации. 1826 г.

Фридрих Овербек (1789-1869). Италия и Германия. 1828 г.

Из книги Россия в средние века автора Вернадский Георгий Владимирович

4. Католическая контрреформация На первых порах ни католики, ни православные в Великом княжестве Литовском не оказались способными противостоять протестантскому движению на достаточно высоком интеллектуальном уровне.Римская церковь, озабоченная распространением

Из книги История Средних веков. Том 2 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

2. ФЕОДАЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ И КОНТРРЕФОРМАЦИЯ В ЕВРОПЕ Несмотря на то что феодализму в Европе феодальная реакция еще представляла собой большую силу и феодальный строй не изжил себя. После первых поражений, понесенных от буржуазной реформации и крестьянскоплебейских

Из книги История Австрии. Культура, общество, политика автора Воцелка Карл

Реформация и контрреформация /131/ В позднее средневековье теология католической церкви достигла апогея своего развития. Схоластика покоилась на традиционном учении церкви, переосмысленном в логическом и диалектическом ключе; представители поздней схоластики через

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

КОНТРРЕФОРМАЦИЯ Центрами Контрреформации в 40-е годы XVI в. стали Италия и Испания. Католицизм восстановил свои позиции в южных странах Европы, в Южной Германии, в Южных Нидерландах, на Севере же утвердилась новая вера. Если в Германии Реформация объединила широкие

Из книги Краткая история Англии автора Дженкинс Саймон

Реформация, Контрреформация 1547–1558 гг Превратности наследственной монархии таковы, что Генрих VIII, символ королевского могущества, оставил корону 9-летнему мальчику. Архиепископ Кранмер тщательно готовил Эдуарда VI (1547–1553) к его роли, мальчика воспитывал в духе

Из книги История религий. Том 1 автора Крывелев Иосиф Аронович

КОНТРРЕФОРМАЦИЯ Реформация нанесла чувствительный удар католицизму, но не сокрушила его. Экономическая, политическая и даже военная машина церкви была достаточно сильна, чтобы выдержать этот удар и в некоторой мере оправиться после него. А самое главное - феодальная

Из книги Италия. История страны автора Линтнер Валерио

Контрреформация Существенным обстоятельством стала религиозная контрреформация, состоявшая в реакционном, болезненном и зачастую пагубном возврате к тому, в чем видели основные религиозные ценности католичества. Этот процесс можно возвести к неудаче Регенсбургского

Из книги История нового времени. Шпаргалка автора Алексеев Виктор Сергеевич

10. КОНТРРЕФОРМАЦИЯ Контрреформация – это церковно-политиче-ское движение в Европе середины XVI – начала XVII вв. во главе с папством, направленное против Реформации. Это также комплекс мер, предпринятых в ходе реформ Римско-католической церкви в XVI–XVII вв.

Из книги Великие романы великих людей автора Бурда Борис Оскарович

Контрреформация Линь Шу явно не понимал, кто был главным врагом населения Китая. Бестолковое управление, жадная и тупая бюрократия, дикое расходы на содержание двора и покупку для Цы Си очередных часов и люстр – всего этого было достаточно, чтобы народ обнищал. Толковые

Из книги История Словакии автора Авенариус Александр

2. Реформация, Контрреформация и внутриполитические

автора

Реформация и Контрреформация в Европе Реформация в XVI в. – важнейший переломный этап в истории западноевропейской христианской церкви, духовный переворот, в результате которого был подвергнут пересмотру ряд догматических положений, возникли новые конфессиональные

Из книги Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] автора Дмитриева Ольга Владимировна

Контрреформация и «католическая реформа» в Европе Успехи протестантизма нанесли сильный удар по позициям католической церкви, утрачивавшей прежнюю власть над христианским миром. Это заставило папство принять ряд мер, направленных на борьбу с «протестантской ересью».

Из книги Русский край, чужая вера. Этноконфессиональная политика империи в Литве и Белоруссии при Александре II автора Долбилов Михаил Дмитриевич

Глава 2 Николаевская конфессионализация: счастливые униаты, обиженные

Из книги История западной философии автора Рассел Бертран

На протяжении всего Средневековья церковь играла значительную роль в жизни общества, идеально вписываясь в господствующий на Западе феодальный строй. Церковная иерархия была полным отражением иерархии светской: подобно тому, как в светском феодальном обществе выстроились разные категории сеньоров и вассалов  от короля (верховного сеньора) до рыцаря, так и члены клира градуировались по феодальным степеням от папы (верховного первосвященника) до приходского кюре. Являясь крупным феодалом, церковь в разных государствах Западной Европы владела до 1 / 3 количества всей обрабатываемой земли, на которой использовала труд крепостных, применяя те же методы и приемы, что и светские феодалы. Как организация церковь одновременно формировала идеологию феодального общества, ставя своей задачей обоснование закономерности, справедливости и богоугодности этого общества. Монархи Европы в свою очередь шли на любые затраты, дабы получить от клириков высшую санкцию на свое господство.

Феодальная католическая церковь могла существовать и процветать до тех пор, пока господствовала ее материальная основа  феодальный строй. Но уже в XIVXV вв. сначала в Средней Италии и Фландрии, а с конца XV в. и повсюду в Европе началось формирование нового класса, постепенно захватывавшего в свои руки экономику, а затем устремившегося и к политической гегемонии,  класса буржуазии. Новому классу, претендующему на господство, нужна была и новая идеология. Собственно, она не была такой уж и новой: буржуазия не собиралась отказываться от христианства, но ей было нужно вовсе не то христианство, которое обслуживало старый мир; новая религия должна была отличаться от католицизма в первую очередь простотой и дешевизной: меркантильной буржуазии деньги были нужны не для того, чтобы бросать их на ветер, строя величавые соборы и проводя пышные церковные службы, а для того, чтобы, вкладывая их в производство, создавать и приумножать свои разрастающиеся предприятия. И в соответствии с этим становилась не только ненужной, но и просто вредной вся дорогостоящая организация церкви с ее папой, кардиналами, епископами, монастырями и церковным землевладением. В тех государствах, где сложилась сильная королевская власть, идущая навстречу национальной буржуазии (например, в Англии или Франции), католическая церковь особыми декретами была ограничена в своих претензиях и этим на время спасена от гибели. В Германии, к примеру, где центральная власть была призрачной и папская курия получила возможность хозяйничать, как в своей вотчине, католическая церковь с ее бесконечными поборами и вымогательствами вызывала всеобщую ненависть, а непристойное поведение первосвященников многократно эту ненависть усиливало.

Помимо экономического и национального гнета предпосылкой Реформации послужили гуманизм и изменившаяся интеллектуальная среда в Европе. Критический дух эпохи Возрождения позволил по-новому взглянуть на все явления культуры, в том числе и на религию. Упор Возрождения на индивидуальность и личную ответственность помог критически пересмотреть церковную структуру, а мода на древние рукописи и первоисточники обратила внимание людей на несоответствие первохристианства и современной церкви. Люди с пробужденным рассудком и мирским мировоззрением становились критически настроенными к религиозной жизни их времени в лице католической церкви.

Таким образом, реформация (лат. reformatio  исправление, преобразование)  массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI  начала XVII в., направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией. Основной причиной реформации явилась борьба между зарождавшимися капиталистическими отношениями и доминирующим на то время феодальным строем, на охране идеологических границ которого и стояла католическая церковь.

Религия на протяжении веков являлась идеологической основной для развития культуры многих народов мира. Сегодня в развитых странах Запада господствует светская этика, в число этих стран входит и Испания, считающаяся одной из «самых католических » стран. Любопытно исследовать вопрос, насколько сильно в Испании влияние католического прошлого и чтят ли современные испанцы католические традиции.

Католицизм в испанской культуре и секуляризация

В отличие от язычества, ислама и других религий христианские конфессии уделяют куда меньше внимания внешним атрибутам принадлежности к вере. Христианство возникло как «религия выбора», а не «религия происхождения». Процесс секуляризации, т.е. обмирщения сознания и растворения религиозной традиции, начавшийся в Европе с распространением идей гуманизма и реформации, положил конец средневековому господству католической церкви и в каком-то смысле был возвратом к истокам. В Испании католический дух средневековья сохранялся дольше, чем во всех других странах.

Воззрения испанских антиклерикалов вовсе не были атеистическими, и подтверждением тому служит творчество Ф. Гарсия Лорки, в стихах которого очевидны библейские аллюзии. На католицизме прочно держалась испанская культура, однако принадлежать к католической культуре – вовсе не значит поддерживать гегемонию церкви и следовать ее наставлениям.

Современная Испания, согласно конституции 1978 года , является светским государством. Конституция провозглашает равенство всех религий, взаимоотношения между которыми теперь строятся на принципах плюрализма и демократии. Однако при этом Испания не перестала быть католической страной.

Церковь и государство в Испании

На протяжении почти всей истории вплоть до 1975 года католицизм был официальной религией Испании. Режим Франко во многом опирался на церковь, а отношения между каудильо и Святым престолом регламентировались Конкордатом 1851 года, содержащим явные схоластические постулаты.

В XX веке в угоду процессам секуляризации реформированию подвергались и сама Римская католическая церковь. Переломным моментом стал II Ватиканский собор, на котором были провозглашены «невмешательство церкви в дела государства» и «принцип свободы совести», который предполагал «свободный выбор веры». Католическая догматика осталась неизменной, однако отношение к этой догматике со стороны высших церковных иерархов изменилось. Ватиканский собор осудил «религиозную политику Ф. Франко».

В 1971 году испанская церковь сделала первый важный шаг к обновлению. Кардинал-реформатор Э. Тарнакон созвал «Совместную ассамблею епископов и священников». Его силами был принят документ “La Iglesia y la Comunidad politica”, провозгласивший новые принципы взаимоотношения церкви и государства.

Пришедший к власти после смерти Франко Хуан Карлос I в 1976 году подписывает новое соглашение со Святым престолом, отказываясь от «королевского патроната» – многовековой привилегии монарха в назначении епископов, существование которой отсылало страну еще к средневековой «борьбе за инвеституру». И вот, наконец, в конце XX века процесс разделения окончательно завершился, равенство между церковью и государством было достигнуто.

По данным церкви число крещеных к середине 2000-х годов составляло 95%, и эта цифра существенно не меняется, т.е. почти каждый испанец проходит обряд крещения. При этом определяют себя как католики только 80% испанцев. Получается, что 4/5 населения страны являются носителями католического мировоззрения. Это невероятно большая цифра, в современную эпоху глобального мира, когда границы национальных культур стираются, Испания по уровню самосознания остается оплотом католицизма. Однако стоит заметить, что число католиков постепенно снижается.

Реалии «секулярной эпохи» проявляются в изменении отношения испанцев к религии. Ревностных католиков, живущих в строгом соответствии с догматикой и предписаниями церкви, в стране осталось немного, около 2 процентов.

Многие испанцы продолжают посещать мессы, расценивая это как дань традиции или непреложное правило и часть национальной культуры. Лишь немногие испытывают в этом духовную потребность. Особенно очевиден «отход от веры» в среде испанской молодежи .

Взаимоотношения полов, брак и семья в Испании: позиция церкви и общества

Наиболее остро противоречия между догматами церкви и современными либеральными ценностями, поддерживаемыми государством, очевидны в вопросах брака и семьи . Испания одной из первых среди европейских стран узаконила однополые браки , что вызывало полемику в обществе и резкий протест церкви и истинных католиков, считающих это страшным грехом. Также испанская церковь резко выступила против легализации абортов.

Состояние института традиционного брака также противоречит наставлениям церкви. Католицизм не признает развода , а современные люди относятся к вопросам создания семьи достаточно легкомысленно, придерживаясь светских позиций. Большинство испанцев предпочитают церковному венчанию светский брак, а молодежь и вовсе зачастую живет в гражданском браке, без оформления. В Испании также существует так называемое «зарегистрированное сожительство » (“pareja de hecho”). Подобные формы взаимоотношений католическая церковь расценивает как блуд. Позицию церкви по вопросам брака поддерживают в основном люди старшего поколения.

Культура, представления, повседневная жизнь

Представления современных испанцев о жизни и смерти , аде и рае лишь частично совпадают с догматами католической церкви. Например, все большую популярность среди испанцев приобретает вера в потусторонние силы, идеи в духе мистики и эзотерики. В повседневной жизни большинство испанцев руководствуются «здравым смыслом» и юридическим законом , а не канонами веры.

Однако примерно половина испанцев живет в соответствии с христианскими представлениями о спасении души.

Календарь современного испанца, в том числе и государственные праздники страны, во многом соотносятся с церковным календарем , например, сильны католические традиции в новогодних праздниках, среди которых главный – День Волхвов, или День Трех Королей – имеет глубокую религиозную основу.

Несмотря на все противоречия, Испания продолжает оставаться католической страной. Многими испанцами католицизм воспринимается как часть национальной культуры, а сохранившиеся католические традиции – дань истории страны.

Италия — страна, любимая многими. Но это и та страна, где находится еще одна маленькая, но важная — Ватикан. Его независимость была признана в 1929 году. Как и , Ватикан — маленькое государство в государстве, а Италия выступает большим.

Оплот католицизма и Святого Престола — Ватикан, имеет территорию площадью всего 44 га и является наименьшим государством в мире.

Так как Ватикан - это город-государство, то столица носит это же имя. Подданные Ватикана — его население, исчисляется всего 842 человеками.

На географической карте мира Ватикан легко найти просто отыскав Италию, и его центр. Пребывая в Риме, в Ватикан можно добраться всеми видами общественного транспорта: такси, автобусом (остановка Roma San Pietro), трамваем (остановка Risorgimento — San Pietro), метро (остановки Cipro, Ottaviano).
Направление в северо-западную часть Рима, на Ватиканский холм. Рядом — река Тибр, замок Святого Ангела (итал. Castel Sant’Angelo).

Государство Ватикан находится на одном из холмов Рима

Немного истории

Земли современного Ватикана в древние времена не заселялись из-за почитания их святыми. Затем, после 300 г., здесь появилась Базилика Константина и следующие поселения.

В 1929 году 11 февраля, с заключения Латеранского Договора между Святым Престолом и Италией, началась история современного Ватикана.

Все подробности об истории Ватикана вы узнаете из видео:

Архив и библиотека

Многовековые секреты Ватикана хранит знаменитый архив. Создание архива датируется 1610 годом, когда у власти был папа Павел V. Секретный архив Ватикана хранит документы от времен Средневековья до нынешних. Помогают в работе с многочисленными документами, более 1500 ученых, приглашенных их многих стран мира.

Архив и библиотека Ватикана (функционирует с XV века) — самостоятельные единицы. Здесь же организована курсы библиотекарей и лаборатория по реставрации.

В Ватиканской апостольской библиотеке (лат. Bibliotheca Apostolica Vaticana) хранятся рукописные документы времен Средневековья и эпохи Возрождения.

Секретный архив Ватикана хранит документы от времен Средневековья до нынешних

В наши дни в библиотеке насчитывается более 1,5 миллионов книг, десятки тысяч гравюр и манускриптов, карт, монет и медалей.

Внутреннее устройство

Ватикан не зря является государством. Он обладает и флагом Ватикана (желто-белый с изображением герба и двумя скрещёнными ключами под папской тиарой) и другими атрибутами развитой страны.

Армия

Как и у любого другого государства, Ватикан располагает своей армией, которая состоит исключительно из швейцарцев гвардейского корпуса. Они легко узнаваемы из-за специальной формы.

Костюм довольно яркий и необычный для военных: сочетание желто-фиолетовых оттенков, широкие штаны и объемные черные береты.

Сейчас численность гвардейцев насчитывает около 100 военных.

Яркие костюмы — отличительная черта армии Ватикана

Интересен тот факт, что армия Ватикана — старейшая из армий мира. Была создана ещё в 1506 году.
Высший чин в Армии Ватикана — полковник (нем. Oberst).

Банк

Банк Ватикана называется «Институтом религиозных дел» (итал. Istituto per le Opere di Religione). Свою работу начал в 1942 году. В 2012 году официальные данные о прибыли Банка Ватикана раскрыли сумму в 86,6 млн евро.

На территории маленького государства Ватикан есть и свои монеты — Ватиканские евро.

Многие приурочены к каким-либо памятным событиям, о чем говорят изображения на них. На одной из сторон монеты изображается лик Папы Римского.

Правительство

В Ватикане теократическая форма правления. Власть полностью принадлежит Святому Престолу. Сувереном Святого Престола является Папа Римский. Папа избирается до конца своей жизни кардиналами.

Интересно: когда 120 кардиналов избирают Папу Римского в обстановке строжайшей секретности, они вынуждены быть запертыми в отдельной комнате до тех пор, пока не придут к единому решению.
После голосования, выпускается дым из окна комнаты на верхнем этаже Ватиканских кулуаров. Если люди внизу видят черный дым, значит, Папа не избран. Если — белый, значит у верующих есть новый, избранный Папа Римский.

120 кардиналов избирают Папу Римского в обстановке строжайшей секретности

Существует легенда, что однажды Папой была избрана женщина — Папесса Иоанна. Скрывала свой пол под именем Иоанна VIII. Был этот период между 855 и 858 гг. Это один из секретов мини-государства, который до сих пор так и не раскрыт.

Атрибуты государства

В Ватикане есть и другие атрибуты государства:

  • У Ватикана есть даже своя сборная по футболу. Не член FIFA, главный тренер — Джанфранко Гуаданьоли;
  • Из транспортных сообщений Ватикану доступна вертолётная площадка, ж/д путь и вокзал, которые соединены с сетью итальянских ж/д;
  • В Ватикане функционирует ТВ центр — CTV (итал. Centro Televisivo Vaticano) и радио Ватикана, доступно для 47 языков.

Что посмотреть

В государстве Ватикан так много самых ценных достопримечательностей, что за день рядовой турист не сможет осмотреть и половины предложенного. Итак, с чего начать?

Площадь Святого Петра

Начать ознакомление с Ватиканом можно с Площади Святого Петра (итал. Piazza Sant Pietro). Именно на этой площади пролегает граница государства с остальным итальянским Римом. Широкая полоса белого цвета вкруг площади с металлическими столбиками.

Сразу удивляет потрясающая колоннада, сделанная из трех рядов с 284-мя колоннами и 80-ю столбами из травертина из города Tivoli.

Аркада увенчана серией из 140 статуй святых (3.10 м в высоту) и 6 огромными гербами Александра VII Киджи.

В центре Площади Святого Петра высится Египетский обелиск. Высота памятника 35 метров, изготовлен из ценного розового гранита.
На площади есть три фонтана.

Посмотрев видео, вы сможете насладиться видами главной площади Ватикана:

Собор Святого Петра

Потрясающий Собор Святого Петра (итал. Basilica di San Pietro) находится на Площади перед Собором. Великолепие этого мастодонта неоспоримо.

Еще издалека виден Купол Святого Петра — шедевр и в то же время символ Римской Церкви.

Ежедневно большое количество паломников и туристов со всего мира посещают этот проект Микеланджело Буонарроти. Общий вес купола 14000 т, высота (от поверхности дороги до верхней части креста) — 133,30 м, внешний диаметр 58,90 м.
Часы работы купола:

  • Зимний сезон с 1 октября по 31 марта: с 08.00 до 17.00;
  • Летний сезон с 1 апреля по 30 сентября: с 08.00 до 18.00.


Стоимость билета в купол Ватикана:

  • Подняться до уровня террасы и продолжить пешком (320 шагов) — € 8,00;
  • Пешком 551 шагов € 6,00;
  • Детский билет € 4,00.

В саму Базилику вход бесплатный в часы:

  • Зимний сезон: с 07.00 до 18.30;
  • Летний сезон: с 07.00 до 19.00.

Все подробности о Соборе Святого Петра вы узнаете из видео:

Совет: Если приехать в Собор Святого Петра к 6.45 — 7.00, можно избежать длинной очереди, которая образуется к 8.00.
Если желающие прибыли в Собор без экскурсовода, можно воспользоваться аудиогидом на семи языках (итальянском, немецком, польском, английском, испанском и французском и русском).

Музеи Ватикана

Музеи Ватикана, которые учредил Юлий II и обогащаемые с течением времени многими другими папами, являются комплексом исключительных богатств и бесценных работ искусства, в том числе скульптуры, живописи.

Музеи разделены на несколько секторов, которые включают в себя художественные сокровища из каждой эпохи: Древнего Египта, этрусской цивилизации, Греции, классического Рима.

Картины Ватикана и галерея современного религиозного искусства представляют произведения великих мастеров (Джотто, Фра Анджелико, Леонардо, Тициана). В других залах представляются потрясающие, бережно хранившиеся гобелены огромных размеров, необычные, старинные географические карты, подсвечники.
Сайты: http://www.museivaticani.va/,
http://www.roma2000.it/musvat.html,
http://www.liceo-melzocassano.it/progetti/1D/.

Посмотрев видео, вы сможете совершить экскурсию по музеям Ватикана:

Один из самых посещаемых достопримечательностей Ватикана — музей произведений живописи.

Пинакотека Ватикана (итал. Pinacoteca Vaticana) была создана во второй половине 18 века, сейчас доступна всем желающим.

Увидеть коллекцию шедевров величайших художников в истории итальянской живописи от Джотто и Фра Анжелико до Мелоццо да Форли и Перуджино, от Рафаэля и Леонардо до Тициана и Веронезе, от Караваджо до Креспи можно в 18 залах музея. Залы сформированы в зависимости от века создания 460-ти полотен, начиная с XII и до XIX века. Время посещения: с 9:00 до 18:00. Сайт: http://www.museivaticani.va/content/museivaticani/it/collezioni/musei/la-pinacoteca.html

Сикстинская Капелла

Cикстинская Капелла (итал. Cappella Sistina) в Ватикане — просторный зал с высоким сводом. Был построен между 1477 и 1480 гг Сикстом IV (отсюда часовня берет свое название). Зал служил для избрания пап и других официальных государственных церемоний. Стены расписаны сценами из жизни Моисея и Христа.

Самое главное в Сикстинской Капелле Ватикана — расписанный купол Микеланджело (более 300 кв.м), над которым он работал в первый раз с 1508 до 1512 гг.
Результатом этой каторжной работы (в люльке на высоте 21 м), стала одна из величайших картин в мире. Микеланджело на потолке часовни создал необыкновенную галерею персонажей (более 300 рисунков), которые отражают жизнь всей человеческой истории, от сотворения до пришествия Христа.

Полюбоваться красотами Сикстинской Капеллы вы сможете, посмотрев видео:

Во второй раз, два десятилетия спустя, Микеланджело был вновь призван работать над Сикстинской капеллой по приказу Павла III. С 1533 по 1541 гг. он написал Страшный суд на стене позади алтаря.

Это композиция с большой выразительной силой: в центре фигура Христа в окружении святых и ангелов, которые объявляют Судный день.

Любопытная деталь: обнаженные тела, написанные Микеланджело, посчитали «скандальными». В 1566 году художнику Даниеле да Вольтерра было поручено покрыть тела вуалью, драпировками и накидками, которые вошли в историю под названием «braghettoni» (как бриджи или брюки, популярный термин для некоторого типа брюк/штанов).

Сайт: http://www.museivaticani.va/content/museivaticani/it/collezioni/musei/cappella-sistina.html
Капеллу можно посетить: с понедельника по субботу с 9:00 до 18:00 (последний вход в 16:00 ч.) и каждое последнее воскресенье месяца с 9:00 до 14:00 (последний вход в 12:30ч.).

Станцы Рафаэля в Ватикане (итал. Stanze di Raffaello). В то время как Микеланджело расписывал фресками Сикстинскую капеллу, Рафаэль, в свои 25 лет, был вызван в Рим папой Юлием II, чтобы украсить его новые апартаменты.
Это четыре комнаты, построенные при Николо V (1447-1455 гг).

Станцы Рафаэля в Ватикане украшают апартаменты Юлия II

Были расписаны художником и его учениками в течение десяти лет фресками на религиозные темы:

  • Спор в Евхаристии (итал. Disputa del Sacramento);
  • Освобождение Св. Петра (итал. Liberazione di S. Pietro);
  • Афинская школа (итал. Scuola di Atene);
  • Пожар в борго (итал. L’incendio di borgo).

Сады Ватикана

Еще одно уникальное место для просмотра — Ватиканские Сады (итал. Giardini Vaticani). Ухоженная садово-парковая территория, с уникальными растениями (у каждого табличка с названием). Повсюду встречаются скульптурные композиции, старинные каменные скамейки.
На территории есть древние Башня Иоанна, Башня Ветров и Башня Галлинара.
В Садах Ватикана, во время экскурсии можно встретить каких-либо животных: лисиц, белок, кроликов. Местные стаи попугаев довольно экзотичны.

Ватиканские Сады — ухоженные парки с уникальными растениями

Экскурсии в сады Ватикана можно приобрести на веб-сайте заранее. Стоимость в 32 евро включает в себя и цену билетов в музеи Ватикана.

Это очень удобно для желающих посетить как можно больше мест Ватикана без отстаивания очередей.

При посещении садов, рекомендуется взять аудиогид, на русском языке имеется в том числе.
Попасть в сады Ватикана можно только с гидом, в составе утренней группы. Возможно два способа посещения садов Ватикана: пешая экскурсия и тур на автобусе.
Купить билеты он-лайн можно на сайте Ватиканских музеев: https://biglietteriamusei.vatican.va/musei/tickets/

Заключение

Только побывав в Италии, Риме и Ватикане, можно понять, что же это такое — Ватикан?
Это не только оплот верующих, безграничная власть, огромное влияние на политической арене мира.

Это — несметные богатства в виде мирового наследия живописи, скульптуры и артефактов, которым нет равных нигде в мире.

Это — нераскрытые веками секреты и тайны. Это — архивы, объясняющие оккультные науки и предположения о конце человечества.

Итак, побывать однажды в Ватикане — огромная удача. Получить массу различных эмоций и культурный шок от увиденного, абсолютно точно удастся любому из туристов или паломников.

Loading...Loading...