Задания по теме имя существительное. Учительские университеты

Тест по русскому языку для 5 класса на тему «Имя существительное»

Ткаченко Елена Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 58 г. Арзамаса Нижегородской области
Описание. Тест «Имя существительное» предназначен для учащихся 5 класса, разработан в 4-х вариантах. Учитель может использовать его на уроках повторения и обобщения как тренировочный материал, а также как КИМ на уроках контроля знаний учащихся.
Цель: диагностика уровня усвоения программного материала учащимися по теме «Имя существительное».
Задачи:
- повторение и обобщение изученного материала по теме «Имя существительное»,
- закрепления навыка работы с тестами,
- контроль уровня усвоения теоретического материала по теме «Имя существительное».

Инструкция по выполнению работы
На выполнение диагностической работы по русскому языку даётся 20 минут. Работа включает в себя 20 заданий, которые представляют собой задания с выбором ответа.
К каждому заданию предлагаются 4 варианта ответа, из которых только один верный.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
Оценивание: «5» - от 90% до 100% правильных ответов;
«4» - от 80% до 90% правильных ответов;
«3» - от 60% до 80% правильных ответов;
«2» - ниже 60% правильных ответов.
Желаем успеха!
Вариант 1.

1) мышь
2) прыгать
3) мы
4) красный

1) конь
2) мяч
3) стол
4) дом

1) мороз
2) яйцо
3) кукла
4) море
Задание 4. Образуйте от существительного конь форму Д. п. ед. ч.:
1) коню
2) конём
3) коне
4) коням

1) ножницы
2) птицы
3) киты
4) берега

а) роскош…
б) (много) дач…
в) малыш…
г) мяч…
на лесной тропинке
1) неодушевленное, нарицательное, 1 склонение
2) неодушевленное, нарицательное, 3 склонение
3) неодушевленное, собственное, 2 склонение


1) Мама, ягода, юноша
2) Конь, рожь, брошь
3) Мама, море, ветка
4) Земля, кот, печка
Задание 9. Укажите предложение, в котором имя существительное имеет форму среднего рода.
1) Солнце осветило все вокруг.
2) Сверху посыпался иней.
3) Мы весело играли в футбол.
4) Маша читает что-то очень интересное.

1) газета Московский комсомолец
2) рассказы Горького
3) Машины игрушки
4) взобрался на Эльбрус
Задание 11. Укажите предложение, в котором выделенное существительное употреблено в форме предложного падежа.
1) Шумит в густом лесу золотой дождь.
2) Девочка вырвала сорную траву и вскопала землю.
3) Усталый заяц вернулся с ночной охоты.
4) Мох спускается зелёными прядями до самой земли.

Задание 12. Укажите верную морфологическую характеристику слова гармошка:
1) 1 склонение, женский род
2) 1 склонение, мужской род
3) 2 склонение мужской род
4) 3 склонение, женский род

А. на лесной опушк… Б. одинокая б…рёзка В. К серой мыш…
Г. рыжая л…сичка
1) АБ 2) АБВ 3) АВГ 4) АБВГ

Ребята любят летние каникулы.
а) дополнение
б) подлежащее
в) сказуемое
г) обстоятельство

1) какаду
2) молния
3) зима
4) стая
1) дитя
2) зима
3) крыша
4) молоко

1) молодые шофера
2) квалифицированные инженеры
3) опытные инструкторы
4) незаменимые токари

С (небо) падали пушистые снежинки.
1) Родительного падежа
2) Винительного падежа
3) Именительного падежа
4) Предложного падежа

1) Ключ…к
2) Замоч…к
3) Ботиноч…к
4) Венич…к

1) зелёное яблоко – сущ., н.ф. - яблоко, нариц., одуш., ср. р., 2 скл., в ед. ч., в В.п.

Вариант 2.
Задание 1. Из предложенных вариантов выберите имя существительное:
1) игра
2) игривый
3) играющий
4) играть

1) рожь
2) кот
3) девочка
4) мама
Задание 3. Найдите существительное мужского рода:
1) конь
2) роскошь
3) листва
4) зима
Задание 4. Образуйте от существительного мяч форму П. п. ед. ч.:
1) мяче
2) мяча
3) мячу
4) мячом
Задание 5. Найдите существительное, имеющее форму только мн. ч.:
1) плоскогубцы
2) руки
3) носы
4) листва
Задание 6. В каком существительном после шипящего пишется ь?
а) печ…
б) плач…
в) смерч…
г) ключ…
Задание 7. Укажите верную морфологическую характеристику имени существительного, входящего в состав данного словосочетания
в красном платье

2) одушевленное, нарицательное, 2 склонение
3) неодушевленное, собственное, 1 склонение
4) неодушевленное, нарицательное, 3 склонение
Задание 8. В каком варианте ответа перечислены существительные 2 склонения?
1) Сено, поле, море
2) Сено, молодежь, море
3) Ветер, буря, стужа
4) Лошадь, тётя, стол
Задание 9. Укажите предложение, в котором имя существительное имеет форму женского рода.
5) 1) Маша читает что-то очень интересное.
6) 2) Сверху посыпался иней.
7) 3) Мы весело играли в футбол.
8) 4) Солнце осветило все вокруг.
Задание 10. Укажите вариант ответа, в котором нужно поставить кавычки:
1) в сказке Царевна-лягушка
2) город Орёл
3) речка Обь
4) город Москва
Задание 11. Укажите предложение, в котором выделенное существительное употреблено в форме родительного падежа.
1) Петя расстроен, потому что у него нет мяча.
2) Маленький ёжик вышел на прогулку.
3) За окном разыгралась вьюга.
4) В траве закраснелась земляника.
Задание 12. Укажите верную морфологическую характеристику слова полночь:
5) 1) женский род, 3 склонение
6) 2) женский род, 1 склонение
7) 3) женский род, 2 склонение
8) 4) мужской род, 3 склонение
Задание 13. Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны все слова, в которых пропущена буква е.
9) А. л…сник Б. ж…знь В. на лекци… Г. р…ка
10) 1) АГ 2) АБВ 3) АВГ 4) АБВГ
Задание 14. Каким членом предложения является выделенное существительное в предложении
Девушка листала журнал, рассматривала фотографии людей и природы.
а) определение
б) дополнение
в) обстоятельство
г) сказуемое
Задание 15. Укажите неизменяемое существительное.
1) кино
2) окно
3) зерно
4) сено
Задание 16. Укажите разносклоняемое существительное.
1) путь
2) синь
3) звон
4) стон
Задание 17. В каком варианте ответа допущена ошибка в употреблении существительного:
1) лучшие докторы
2) бдительные кондуктора
3) золотые купола
4) достойные повара
Задание 18. В форму какого падежа нужно поставить выделенное существительное в предложении
Мама несет на (руки) маленькую дочку.
1) Предложный падеж
2) Дательный падеж
3) Творительный падеж
4) Именительный падеж
Задание 19. В каком существительном пропущена буква и?
1) Сухар…к
2) Ножич…к
3) Следоч…к
4) Огонёч…к
Задание 20. Укажите вариант ответа с ошибкой в морфологическом разборе:

1) читать книгу – сущ., н.ф. – книга, нариц., неодуш., ж. р., 2 скл., в ед. ч., в В.п.

3) заботиться о котёнке – сущ., н.ф. – котёнок, нариц., одуш., м. р., 2 скл., в ед. ч., в П.п.
4) в белой шляпе – сущ., н.ф. – шляпа, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., в ед. ч., в П.п.

Вариант 3.
Задание 1. Из предложенных вариантов выберите имя существительное:
1) листва
2) надолго
3) кто-то
4) зимний
Задание 2. Выберите одушевленное имя существительное:
1) кот
2) колос
3) яйцо
4) молоко
Задание 3. Найдите существительное женского рода:
1) печка
2) юноша
3) солнце
4) день
Задание 4. Образуйте от существительного море форму П.п. мн.ч.:
1) морях
2) море
3) морями
4) морем

1) детвора
2) опилки
3) выборы
4) деньги

а) борщ…
б) лож…
в) молодеж…
г) глуш…
Задание 7. Укажите верную морфологическую характеристику имени существительного, входящего в состав данного словосочетания
на крутом берегу
1) неодушевленное, нарицательное, 2 склонение
2) неодушевленное, нарицательное, 1 склонение

4) неодушевленное, собственное, 2 склонение
Задание 8. В каком варианте ответа перечислены существительные 3 склонения?
1) роскошь, дичь, речь
2) мощь, помощь, (нет) груш
3) мелочь, дом, стая
4) дочь, синь, полянка
Задание 9. Укажите предложение, в котором имя существительное имеет форму мужского рода.
1) Был морозный день.
2) Голодной птице зима – это смерть.
3) Солнце осветило все вокруг.
4) Наступила долгожданная весна.
Задание 10. Укажите вариант ответа, в котором нужно поставить кавычки:
1) журнал Мурзилка
2) Куликовская битва
3) озеро Байкал
4) Зимний дворец
Задание 11. Укажите предложение, в котором выделенное существительное употреблено в форме именительного падежа.
1) Папа купил ковёр.
2) Папа купил ковёр.
3) Дикие ветки дают кислые яблоки.
4) Маленький котёнок весело прыгает в густой траве.
Задание 12. Укажите верную морфологическую характеристику слова карандаш:
1) мужской род, 2 склонение
2) мужской род, 1 склонение
3) женский род, 1 склонение
4) средний род, 2 склонение

А. ш…нель Б. ц…фра В. лыж… Г. ц…ган
1) АБВ 2) АВ 3) АВГ 4) БВГ
Задание 14. Каким членом предложения является выделенное существительное в предложении
Моя мама – учитель литературы.
а) сказуемое
б) подлежащее
в) дополнение
г) определение
Задание 15. Укажите неизменяемое существительное.
1) метро
2) полотно
3) солнце
4) жгут
Задание 16. Укажите разносклоняемое существительное.
1) время
2) корма
3) рожь
4) мороз
Задание 17. В каком варианте ответа допущена ошибка в употреблении существительного:
1) пара носок
2) пара сапог
3) пара чулок
4) пара ножниц
Задание 18. В форму какого падежа нужно поставить выделенное существительное в предложении
Шустрые белочки прыгают по (деревья).
1) Дательный падеж
2) Предложенный падеж
3) Родительный падеж
4) Винительный падеж

1) Кошелёч…к
2) Сухар…к
3) Трамвайч…к
4) Костюмч…к
Задание 20. Укажите вариант ответа с ошибкой в морфологическом разборе:

1) заботиться о котёнке – сущ., н.ф. – котёнок, нариц., одуш., ж. р., 2 скл., в ед. ч., в П.п.
2) читать книгу – сущ., н.ф. – книга, нариц., неодуш., ж. р., 1 скл., в ед. ч., в В.п.
3) зелёное яблоко – сущ., н.ф. - яблоко, нариц., неодуш., ср. р., 2 скл., в ед. ч., в В.п.
4) в белой шляпе – сущ., н.ф. – шляпа, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., в ед. ч., в П.п.

Вариант 4.
Задание 1. Из предложенных вариантов выберите имя существительное:
1) изморось
2) моросящий
3) моросит
4) подморозило
Задание 2. Выберите неодушевленное имя существительное:
1) потолок
2) заяц
3) щенок
4) муха
Задание 3. Найдите существительное среднего рода:
1) зерно
2) дядя
3) роскошь
4) слон
Задание 4. Образуйте от существительного юноша форму Р. п. ед. ч.:
1) юноши
2) юноше
3) юношей
4) юношу
Задание 5. Найдите существительное, имеющее форму только ед. ч.:
1) горе
2) очки
3) брюки
4) сани
Задание 6. В каком существительном после шипящего НЕ пишется ь?
а) камыш…
б) суш…
в) тиш…
г) мыш…
Задание 7. Укажите верную морфологическую характеристику имени существительного, входящего в состав данного словосочетания
научила Таню
1) одушевленное, собственное, 1 склонение
2) неодушевленное, собственное, 2 склонение
3) одушевленное, нарицательное, 3 склонение
4) одушевленное, нарицательное, 1 склонение
Задание 8. В каком варианте ответа перечислены существительные 1 склонения?
1) доброта, высота, синева
2) красота, мгла, тень
3) солнце, изморось, весна
4) капля, дождь, облако
Задание 9. Укажите предложение, в котором все существительные имеют форму мужского рода.
1) А вот и лесной царь – белый гриб.
2) Рыхлый снег раскрывал мне тайны ночной жизни жи¬вотных.
3) Большому кораблю – большое плаванье.
4) Остро пахло сырой землёй, прелыми листьями.
Задание 10. Укажите вариант ответа, в котором нужно поставить кавычки:
1) журнал Огонёк
2) кошка Мурка
3) студент Иванов
4) пёс Бобик
Задание 11. Укажите предложение, в котором выделенное существительное употреблено в форме дательного падежа.
1) Летом я отправлюсь к дедушке в деревню.
2) Издали раздается гул паровоза.
3) С крыши стекают мутные потоки воды.
4) Зимой хорошо сидеть у печки!
Задание 12. Укажите верную морфологическую характеристику слова сокровищ:
1) средний род, 2 склонение
2) мужской род, 2 склонение
3) женский род, 3 склонение
4) мужской род, 1 склонение
Задание 13. Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны все слова, в которых пропущена буква и.
А. птиц… Б. революц…я В. щипц… Г. ц…рк
1) БГ 2) АБВ 3) АВГ 4) БВГ
Задание 14. Каким членом предложения является выделенное существительное в предложении
Таня сидела у окна и тихо плакала.
а) подлежащее
б) дополнение
в) обстоятельство
г) определение
Задание 15. Укажите неизменяемое существительное.
1) пальто
2) ружьё
3) малинник
4) свежо
Задание 16. Укажите разносклоняемое существительное.
1) имя
2) филе
3) метро
4) лассо
Задание 17. В каком варианте ответа допущена ошибка в употреблении существительного:
1) красивая тюль
2) ценный комментарий
3) важная бандероль
4) темная вуаль
Задание 18. В форму какого падежа нужно поставить выделенное существительное в предложении
Зеленый лес зашумел от порывов (ветер).
1) Родительный падеж
2) Винительный падеж
3) Дательный падеж
4) Предложенный падеж
Задание 19. В каком существительном пропущена буква е?
1) кулёчек
2) Балконч…к
3) Попугайч…к
4) Гвозд…к
Задание 20. Укажите вариант ответа с ошибкой в морфологическом разборе:
1) в белой шляпе – сущ., н.ф. – шляпы, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., в ед. ч., в П.п.
2) зелёное яблоко – сущ., н.ф. - яблоко, нариц., неодуш., ср. р., 2 скл., в ед. ч., в В.п.
3) читать книгу – сущ., н.ф. – книга, нариц., неодуш., ж. р., 1 скл., в ед. ч., в В.п.
4) заботиться о котёнке – сущ., н.ф. – котёнок, нариц., одуш., м. р., 2 скл., в ед. ч., в П.п.

Примечание.
Ответы.

В предложенных тестах правильный ответ ко всем заданиям находится под цифрой 1. Учитель, планирующий использовать данную разработку, в праве поменять местами правильные ответы.

Использованная литература:
1. Бояринова И.П., Ермилина О.Е. Русский язык и культура речи. Интернет-курс для подготовки к ЕГЭ.
2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. Русский язык. 5 класс. – М.: «Просвещение», 2013.

Индивидуализация обучения – важнейшее требование, предъявляемое к современной дидактической системе. Дифференцированные подходы в преподавании русского языка позволяют «оптимизировать фиксацию, накопление и передачу языковой информации» , организовать личностно ориентированный подход в обучении, обеспечить наилучшую скорость обучения, обратить внимание на личность обучающегося, развитие его индивидуальности. При этом именно изучение русского языка заслуживает особого внимания, так как «познание языка и становление личности – эти процессы имеют между собой глубинную связь» .

Современный педагог в ходе изучения каждой темы не должен ориентироваться на среднего ученика, и именно дифференциация и индивидуализация обучения помогут ему обратить внимание как на слабых, так и на сильных учащихся. По определению М.А. Брагиной, Н.А. Красс, «к сильным учащимся относят способных детей, которые легко и быстро усваивают изучаемый материал в максимальном объёме, без усилий овладевают формальными структурами, отличаются способностью к широкому обобщению материала, гибкостью мыслительных процессов, умением находить обоснованные способы решения задач и свободно переключаться с одной умственной операции на другую» .

При организации работы слабых учащихся индивидуальные задания нужны для повышения уровня их учебной мотивации и повышения самооценки. Особые же индивидуальные задания для сильных обучающихся, как мы уже отмечали, «не только помогут обучающимся проявить свои знания и практические умения, но и, проконтролированные перед всем учебным коллективом, нацелят более слабых обучающихся на регулярную упорную работу, покажут им, что язык не только сложен, но и очень интересен» .

Цель данной статьи – описать виды индивидуальных заданий более высокого (повышенного) уровня сложности по теме «Имя существительное» раздела курса русского языка «Морфология»; привести примеры заданий каждого вида.

Во-первых, помогут активизировать восприятие учащихся, актуализировать имеющиеся у них знания э вристические вопросы . Эвристическая беседа – вопросно-ответный метод организации учебного процесса, основанный на эвристике – способе анализа различных явлений и процессов, принятия решений, требующих находчивости, интуиции, развитого опыта, изобретательности, логики. Отличие эвристических вопросов от обычных состоит в том, что на них нет готового ответа в учебнике, и от учащихся требуются умения сопоставлять информацию, анализировать, синтезировать, делать выводы и обобщения и под. Е.В. Гетманская отмечает: «Чем более неопределёнными, общими или нетрадиционными по способам решения являются вопросы, тем более эвристичен их потенциал» .

Мы предлагаем использовать при изучении имени существительного следующие эвристические вопросы.

  1. Чем отличаются категории рода, числа и падежа существительных от аналогичных категорий имён прилагательных?
  2. Почему разряды существительных называются лексико-грамматическими?
  3. Какие ещё части речи имеют лексико-грамматические разряды? Назовите эти разряды.
  4. Почему в роде некоторых существительных наблюдаются колебания?
  5. Каково происхождение несклоняемых существительных? Почему они не склоняются?
  6. Как вы думаете, несклоняемые существительные могут стать склоняемыми?
  7. Обязательной ли грамматической категорией в системе языка является падеж?
  8. Есть ли языки, не имеющие падежа вообще? Почему?
  9. Почему некоторые падежные формы называют омонимичными? Зачем нужно уметь их различать?
  10. Чем отличается система склонений, описанная в школьном учебнике, от системы, описанной в других источниках?

Второй предлагаемый нами вид дифференцированных заданий повышенного уровня – индивидуальные карточки . Использовать их можно параллельно с выполнением других заданий другими учащимися, к примеру, во время устных монологических ответов, работы по учебнику, проверки домашнего задания и т. п. Два варианта выполнения индивидуальных заданий – на месте и у доски. Первый более предпочтителен с точки зрения экономии времени, второй позволяет в ходе дальнейшей совместной проверки привлечь к заданию весь учебный коллектив.

Главное условие при подготовке заданий по теме «Имя существительное» – грамотный подбор языкового материала, включение в задание слов, позволяющих максимально раскрыть тот или иной аспект темы. Кроме того, необходимо нацеливать учащихся не только на выполнение задания, но и на объяснение своих действий, своего выбора.

Приведём примеры заданий.

Задание 1. Распределите существительные по столбикам в соответствии с родом. Объясните, как определяется у них род: ансамбль, аспирантка, бой, борщ, время, гараж, герой, грач, депо, диплом, животное, жюри, землетрясение, земля, имя, какао, картофель, кофе, лебедь, леди, медаль, Миссисипи, млекопитающее, молодёжь, насыпь, невежда, неженка, пламя, плащ, площадь, помощь, промышленность, равенство.

Задание 2. Определите род существительных, объясните: рагу, радио, революция, рояль, рукопись, санаторий, свобода, Сочи, союз, страна, стипендия, судья, такси, тень, Токио, Туапсе, фестиваль, фламинго, хрусталь, чудовище, шалунишка, НИИ, ЦСКА, РЯШ .

Задание 3. Определите род имён существительных, объясните: кофе, неженка, тюль, толь, ручей, рояль, путь, фамилия, прорубь, дитя, бремя, щупальце, лебедь, ботинок, мозоль, карусель, бредни, сельпо, МВД, гусли, человек, лаборант Светлова, щи, кимоно .

Задание 4. Определите род имён существительных, объясните: ябеда, чистилище, человечище, шампунь, студень, хлебушко, умница, сель, самбо, Ротару, редкость, пароль, брызги, невежа, Кюри, какаду, картофель, бри, миндаль, дробь, гарь, НКВД, происки .

Задание 5. Определите род имен существительных, объясните: заявление, фамилия, расписание, материя, доктор, Альпы, сирота, ООН, домище, тюль, стремя, умница, именины, ваниль, купчина, толь .

Задание 6. Определите род имен существительных, объясните: молодёжь, карамель, бинокль, сливки, растяпа, мозоль, жарища, туфли (образовать ед. ч.), какао, кофе, шампунь, дедушка, солнышко, домишко, происки, ОРТ .

Задание 7. Определите род имен существительных, объясните: дрожь, выскочка, полюшко, шашки (игра), тюль, ваниль, мозоль, время, дитя, бюро, кашне, Батуми, ОРТ, денди, веретено, размазня, столбище, донышко, сумерки, толь, вуаль, стремя, фиаско, Сочи, информбюро, АЧГАА, мисс, кофе.

Задание 8. Распределите существительные на имеющие коррелятивные формы числа и не имеющие таких форм: земля, влага, ветер, облако, качели, солнце, пар, утро, речка, туман, гусли, игры, волна, бугор, консервы, дымка, дерево, крыша, дом, коньки, сарай, дробь, трава, ходули, куранты, роса, степь, пырей, колено, запах, вечер, хутор, носилки, томление, девушка, стена, яровые, всходы, родина, дело .

Задание 9. Определите лексико-грамматические разряды имён существительных: бард, бюро, Вера, вера, вероятность, гуашь, гурман, Дина, динар, ёж, ежевика, жалость, вода, человечество, зависть, зебра, железо .

Задание 10. Определите лексико-грамматические разряды имён существительных: цветок, цветение, помидор, молоко, учительство .

Задание 11. Определите лексико-грамматические разряды существительных: Валентина, ум, умница, «Комсомольская правда», дождь .

Задание 12. Выделите суффиксы форм оценки, определите род существительных: колечко, платьице, письмецо, пиджачишко, пальтишко, делишки, домишко, золотишко, комнатушка, сараюшка, городишко, штуковина, молодчина, рыбина, обувка, тараканище, пылища, столбище .

Задание 13. Употребите слова как разные части речи, назовите процесс: рабочий, мороженое, раненый, ничья, взрослые, домашние, прошлое, русский, страшное .

Задание 14. Употребите слова как существительные и как прилагательные, назовите процесс: служащий, будущее, молодые, дежурный.

Задание 15. Распределите существительные на одушевленные и неодушевленные (запишите в 2 столбика): инженер, кошка, купечество, обидчик, выключатель, насекомое, дитя, честность, дорога, рабочий, птенец, полк .

Задание 16. Распределите существительные на одушевленные и неодушевленные (запишите в 2 столбика): профессура, толпа, физик, физика, шляпа, щенок, язык, киевлянин, комар, громила, группа .

Задание 17. Какое слово в каждом из данных рядов «лишнее»? Почему?

1. Горемыка, долина, проныра, невежда, выскочка.

2. Днище, домище, плечище, детище, болотище.

Задание 18. Какое слово в каждом из данных рядов «лишнее»? Почему?

1. Жниво, домишко, яблоко, гнездо, веко.

2. Недотёпа, злюка, воевода, сластёна, растяпа.

Задание 19. В одну колонку выпишите имена существительные, имеющие форму обоих чисел, в другую – существительные singularia tantum, в третью – существительные pluralia tantum: 1. Плеск утих, говор умолк. 2. Домашний доктор давал ей рыбий жир, потом железо. 3. Другие сильнейшие узы привязывали его к Парижу. 4. Снетков вошёл, и дворянство окружило его. 5. Затем графиня рассказала о неприятностях и кознях против дела соединения церквей .

Задание 20. В одну колонку выпишите имена существительные, имеющие форму обоих чисел, в другую – существительные singularia tantum, в третью – существительные pluralia tantum: 1. Солдатская молодёжь была бледна и растерянна. 2. В сумерках и румяна красоты не прибавят. 3. Снег бывает как величайшая редкость и тает очень быстро. 4. Мальчики играли в казаки-разбойники, а девочки – в дочки-матери. 5. Связь эта утвердилась ещё больше во время студенчества Левина .

Задание 21. Определите тип склонения существительных: дубрава, стремя, аплодисменты, заведующая, расист, княгиня, растяпа, предстудкома, бахча, путь, кассирша, ночь, Александрово (село), свекровь, нож .

Задание 22. Определите тип склонения существительных: ворота, Ильин, кино, неряха, кофе, чай, тюль, мозоль, ЗПУ, семья, дитя, шахматы, комсомол, насекомое, декольте .

Задание 23. Определите тип склонения существительных: девочка, будни, жюри, соловей, невежа, бремя, ЗПУ, путь, насекомое, ночь, передняя, Черных, вожатый, ссора, какао, гений, сирота, семья, рабочий, УНТ, дитя, шахматы, указание, дочь.

Задание 24. Определите тип склонения существительных: аудитория, гараж, мошкара, вальс, ломоть, грипп, будущее, инициалы, туш, тушь, цитата, время, вуз, эскимо, дитя .

Задание 25. Определите род несклоняемых существительных. Употребите их с прилагательными: атташе, миледи, шоссе, фламинго, Хоккайдо, МГУ, маэстро .

Задание 26. Определите род несклоняемых существительных. Употребите их с прилагательными: резюме, протеже, Осло, пани, метро, колибри, Баку .

Задание 27. Определите падеж омонимичных форм. Объясните: 1. Я отыщу секрет и ларчик вам открою. – А ларчик просто открывался. 2. Она хвалилась, что хочет море сжечь. – Море не горит .

Задание 28. Определите падеж омонимичных форм. Объясните: 1. Увидеть уши осла. – Заметил осла вдали. 2. Протрите стекло влажной тканью. – Стекло сверкало чистотой .

Задание 29. Употребить слова в различных падежах (Д., Р., П.): батарея, Сергей .

Задание 30. Употребить слова в различных падежах (Д., Р., П.): Василий, расстояние .

Задание 31. Определите падежи и их значения: Дорисовать картинку, кусочек мела , разговор подруг ; Лес – это спаситель Земли ; мечтать о победе ; Сережке что-то почудилось, интересоваться математикой .

Задание 32. Определите падежи и их значения: Рассмотреть заявление, думать о брате, закалка младшей сестры ; Эта семья – образец для подражания; ждать месяц, посылка бабушке , любуется закатом, изучается студентами .

Задание 33. Определите падежи и их значения: Рассмотреть заявление . Заколка младшей сестры . Эта семья – образец для подражания. Ждать месяц . Изучается студентами . Дорисовать картинку . Кусочек мела . Лес – это спаситель Земли. Серёжке что-то почудилось. Встретимся в парке .

Задание 34. Выполните морфологический анализ имени существительного: По ночам 3 мне не хочется спать.

Задание 35. Выполните морфологический анализ имени существительного: В Петербурге 3 мы встретимся снова.

Задание 36. Выполните морфологический анализ имён существительных: В Антарктиде 3 льдины землю 3 скрыли… .

Способствуют актуализации внутрипредметных связей , организации повторения такие индивидуальные карточки, в которых сочетается новое задание с повторением. Главная цель внутрипредметных связей, как отмечает Л.Н. Савина, формировать у учащихся «умения обобщать и сопоставлять различные явления и факты» .

Примеры заданий:

Задание 1. Разграничьте грамматические формы существительного и родственные слова: минута – минутка, минуточка, минутный, к минуте, ежеминутный, минуты, минутами, минутно, поминутно, минутами, о минутах, минутками, ежеминутно .

Задание 2. Выполните словообразовательный анализ имён существительных: разносчик, СССР, Госплан, перевыборы, безрукавка, баснописец, старший, побережье, животновод, заезд, служащий, чернослив, вагон-ресторан, зам .

Задание 3. Выполните словообразовательный анализ существительных: расчет, хождение, пятилетка, контрнаступление, профком, бездорожье, мороженое, казачество, перепись, зарплата, Закавказье, газопровод, вожатый, антимир.

Кроме того, очень эффективны комбинированные задания , призванные интегрировать знания учащихся из различных областей филологии:

Задание 1. Выпишите существительные из стихотворения А.С. Пушкина «Я вас любил…», определите их лексико-грамматические разряды, род, число, особенности этих категорий, разберите их по составу; определите все части речи в этом стихотворении.

Задание 2. Скажите всё, что можете, о слове с точки зрения различных наук: лексикологии, стилистики, фонетики, фонологии, графики, орфоэпии, орфографии, грамматики: К чему нарушать очарование ? (А. Грин)

Задание 3. Определите часть речи каждого слова, назовите критерии, по которым вы определили: Она шла, не замечая, что солнце давно скрылось… (И.С. Тургенев).

Задание 4. Определите грамматическое значение всех словоформ (слов) в предложении, укажите средства (основные и дополнительные) и способ выражения каждого из грамматических признаков: В детстве и юности мир существует для нас в ином качестве, чем в зрелые годы (К.Г. Паустовский).

Задание 5. Определите грамматическое значение всех словоформ (слов) в предложении, укажите средства (основные и дополнительные) и способ выражения каждого из грамматических признаков: Я не помню утра более голубого и свежего! (М.Ю. Лермонтов).

Задание 6. Определите в стихотворении (первом четверостишии) А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье» часть речи каждого слова, согласно школьной грамматике. Какие отличия наблюдаются с точки зрения различных учёных?

Задание 7. Образуйте парадигмы слов, определите количество словоформ и тип каждой из них: мой (мест.), молоко, дерзить (настоящее время), красный, четыре, весело (нар.).

Итак, использование индивидуальных заданий повышенного уровня, предназначенных на более сильных по сравнению с основным учебным коллективом учащихся, способствуют индивидуализации и дифференциации обучения, дают возможность учащимся получить и закрепить знания более высокого уровня, активизируют их и мотивируют сознательное и заинтересованное обучение. Среди заданий повышенного уровня выделяются эвристические вопросы и индивидуальные задания, в том числе комбинированные и актуализирующие внутрипредметные связи.

  • Гетманская Е.В. Двойная функция эвристического метода обучения // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2009. № 9. С. 69-73.
  • Савина Л.Н. Реализация внутрипредметных связей в процессе изучения литературы в школе: современная проза и традиции русской классики // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2011. Т. 62. № 8. С. 165-169.
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    Тестовые задания для 6 класса

    «Имя существительное»

    1.Найдите правильный вариант ответа: Морфология изучает…

    А) состав слова и словообразование

    Б) слово как часть речи и его формы

    В) правила произношения слов

    Г) правила постановки знаков препинания

    2. Какого признака нет у имени существительного:

    А) рода

    Б) времени

    В) падежа

    Г) числа

    3. Найдите правильный вариант ответа: Имя существительное – часть речи, которая обозначает…

    А) предмет

    Б) признак предмета

    В) признак другого признака

    Г) действие предмета

    4. Найдите слова, употребляемые только в единственном числе:

    А) косьба, белизна, свежесть, синева

    Б) асфальт, камень, столб, дорога

    В) ходок, ходьба, хождение, переход

    Г) плавание, пловец, пловчиха, плавник

    5. Найдите строчку с разносклоняемыми существительными

    А) время, семя, путь

    Б) рояль, семья, бремя

    В)путь, семя, родня

    Г) ворота, яблоня, путь

    6. Существительные, употребляемые только во множественном числе

    А) бревна, сани, вожжи

    Б) семена, рельсы, каникулы

    В) школы, грабли, обои

    Г) сумерки, шахматы, духи

    7. Найдите существительные 3-го склонения

    А) конь, огонь, роскошь

    Б) жизнь, способность, тяжесть

    В) брат, мышь, собака

    Г) плач, силач, малыш

    8. Найдите правильный порядок склонения существительного ПЕНЬ

    А) пень, пня, пень, пне, пню, о пне

    Б)пень, пня, пне, пню, пнем, о пне

    В) пень, пня, пню, пень, пнем, о пне

    Г) пень, пня, пню, пнем, пень, о пне

    9.Укажите слово с буквой О в суффиксе после шипящих:

    А) сверточ..к

    Б) горшоч..к

    В) бумаж..нка

    Г)поясоч..к

    10. Укажите несклоняемые существительные среднего рода

    А) жюри, пальто

    Б) пианино,инженер

    В) шимпанзе,край

    Г) эскимо, время

    11. Укажите существительные мужского рода

    А) вуаль, герань, мозоль

    Б) пропуск, пропаганда, прощание

    В) искусство, шоссе, повидло

    Г) тюль, рояль, кофе

    12.Укажитеимя существительное по следующимморфологическим признакам: ср.р., 2 скл, Предл.п., ед.ч.

    А) о кофе

    Б) у окна

    В) в кино

    Г)в молоке

    13. Найдите существительные 1-го склонения

    А) планета, космос, луноход

    Б) ракета, дядя, молодежь

    В) лошадь, лекция, мышь

    Г) польза, семья, лошадка

    14. Определите существительные общего рода

    А) сирота

    Б) бухгалтер

    В) учитель,

    Г)помощница

    15. Сколько падежей в русскомязыке

    А) 8б) 6В) 7 Г) 5

    16. Найдите имя существительное

    А) троим

    Б) третьих

    В) троих

    Г) тройка

    17 Определите строку, где НЕ пишется слитно

    А) (не) было, (не) вежа

    Б) (не) стоять, (не) ряха

    В) (не) годование, (не) уч

    Г) (не) навидеть, (не) стоять

    18. Определите склонение существительных: Из деревни, за рекой, в машине

    А) 1-го склонения

    Б) 2-ое склонение

    В) 3-е склонение

    Г) общее склонение

    19. Определите собирательные существительные

    А) листва, молодёжь, крестьянство

    Б) Семиречье, человек, березняк

    В) добро, книга, зло

    Г) кружка, хлопья, кнут

    20. Найдите собственное имя существительное

    А) семерка, б) Семиречье

    В) городГ) сорока

    21. Укажите слово, которое пишется слитно с – ПОЛ

    А) (пол) Европы

    Б) (пол) листа

    В) (пол) квартиры

    Г) (пол) арбуза

    22. Найдите слово с суффиксом ЩИК.

    А)подпис.. ик

    Б) развед.. ик

    В)камен.. ик

    Г) пульмет.. ик.

    23.Укажите слова с буквой Ев суффиксах имен существительных:

    А)руч..нка, жуч..к.

    Б) лож..чка, ореш..к

    В) медвеж..нок, лож..чка

    Г) хомяч..к, собач..нка

    24. Укажите существительноес суффиксом ИК:

    А)кузнеч..к, словар..к

    Б) песоч..к, ящич..к

    В)огонеч..к, платоч..к

    Г)узелоч..к, хвост..к

    25.Выберите группу существительных, у которых верно указана форма множественного числа:

    А)много ботинок, чулков,макаронов, помидоров;

    Б) много ботинков, чулок, макарон, помидор;

    В) много ботинок, чулок, макаронов, помидоров;

    Г) много ботинок, чулок, макарон, помидоров.

    ТЕСТ

    по теме «Имя существительное», 6 класс

    Вариант 1

    1. Соедините стрелками приведенные примеры и группу по значению:

    Воображение конкретное

    Магазин вещественное

    Ребятня отвлеченное

    Молоко собирательное

    2. В каком слове неверно обозначено ударение?

    А) каталОг

    Б) диспАнсер

    В) ходАтайство

    Г) добЫча

    Журнал (П,п)ионер девочка (Л,л)юба мульфильм (Р,р)усалочка пароход (О,о)рёл

    Объясните свой выбор: _________________________________________________________

    _____

    4. Отметьте вариант, в котором род существительного определен неверно:

    А) Невежа (общий род)

    Б) Тюль (мужской род)

    В) Шимпанзе (средний род)

    Г) Изморозь (женский род)

    5. Выпишите из предложений слово(а), имеющее(ие) форму только множественного числа:

    Деду Семену понадобились очки для чтения газеты. До этого он разглядывал листву на дереве во дворе и оставил их на подоконнике. Совсем скоро должны наступить прохладные дни, поэтому дед каждый день любовался осенней природой.

    ________________________________________________________________________

    6. Данные слова распределите по столбикам таблицы: планетарий, стена, веер, степь, земля, имя, гвардия, облако, картофель, луч.

    7. Выберите правильный(ые) вариант(ы) объяснения правописания окончания существительных:

    А) учебник по астрономии (слово 1 склонения, Дат. П.)

    Б) рисунок на тарелке (слово 1 склонения, Пр. П.)

    В) рассказать о дочери (слово 3 склонения, Пр.)

    Г) легенда о городе (слово 2 склонения, Род. П.)

    Баку по роду главного слова в расшифрованном словосочетании

    Леди по роду нарицательного существительного, обозначающего тот же объект

    НИИ по полу лица, указанного в предложении

    9.Вставьте пропущенные буквы:

    Талантливый объез...ик, с тяжёлой поклаж…й, маленький горшоч…к, положить в кармаш…к, юный выдум…щик, забавный медвеж…нок, мокрым плащ…м

    10. Выберите варианты слитного написания не с существительным:

    А) Невероятный (не)ряха

    Б) (Не)дорога, а долгие сборы волновали его.

    В) (Не)город он любил.

    Г) (Не)желание трудиться

    11. Распределите слова по колонкам: (пол)стула, (плащ)палатка, (земле)мер, (шести)летие, (пол)Лесного, (полу)мрак

    12. Определите значение суффикса в существительном ДВОРНИК:

    А) Суффикс, образующий имена существительные с отвлеченным значением

    Б) Суффикс, образующий имена существительные со значением лица

    В) Суффикс, образующий имена существительные со значением конкретных предметов

    Г) Суффикс, образующий имена существительные со значением уменьшительно-ласкательным

    Вариант 2

    В данном тесте вам предстоит выполнить 12 заданий по теме «Имя существительное». Задания можно выполнять в любом порядке. Не торопитесь, будьте внимательны. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.

    1.Соедините стрелками приведенные примеры и группу по значению:

    Бензин конкретное

    Зверьё вещественное

    Полка отвлеченное

    Мужество собирательное

    2.В каком слове неверно обозначено ударение?

    А) срЕдства

    Б) щавЕль

    В) медикамЕнты

    Г) квАртал

    3. Найдите лишний вариант из приведенных, подчеркните его:

    Город (Л,л)есной сказка (З,з)олушка птица (О,о)рёл река (В,в)олга

    Объясните свой выбор: ____________________________________________________

    ________________________________________________________________________

    4.Отметьте вариант, в котором род существительного определен неверно:

    А) Мозоль (женский род)

    Б) Разиня (женский род)

    В) Маэстро (мужской род)

    Г) Имя (средний род)

    5. Выпишите из предложений слово(а), имеющее(ие) форму только единственного числа:

    Деду Семену понадобились чернила, чтобы написать письма родным. Керосина в лампе оставалось немного, и грусть деда увеличивалась. Он скучал без внуков, которые могли приезжать к нему очень редко.

    ________________________________________________________________________

    6.Данные слова распределите по столбикам таблицы: гений, книга, голубь, тишь, глобус, знамя, полиция, озеро, картошка, туш

    Если вы нашли слово, которое не может быть занесено в таблицу, выпишите его ниже и объясните причину этого: _______________________________________________________________

    7.Выберите правильный(ые) вариант(ы) объяснения правописания окончания существительных:

    А) тропинка в инее (слово на -ее, Пр. П.)

    Б) Город в тумане (слово 2 склонения, Пр. П.)

    В) не найти дороги (слово 1 склонения, Пр. П.)

    Г) дожидаться полночи (слово 3 склонения, Род. П.)

    8. Соедините стрелками приведенные примеры и способы определения рода:

    Сочи по роду главного слова в расшифрованном словосочетании

    мадам по роду нарицательного существительного, обозначающего тот же объект

    МИФИ по полу лица, указанного в предложении

    9. Вставьте пропущенные буквы:

    Трудолюбивый сма…ик, варенье с алыч…й, зеленый дубоч…к, пирож..к с капустой, работа бетон…ика, забавный бельч…нок, крюч…чек для ключей

    10.Выберите варианты слитного написания не с существительным:

    А) (Не)любовь, а жалость владела им.

    Б) глубокая (не)нависть

    В) (Не)знание правила его подвело.

    Г) (Не) лев это.

    11. Распределите слова по колонкам: (пол)учебника, (скатерть)самобранка, (воздухо)лёт, (семи)летие, (пол)дня, (полу)месяц

    12.Определите значение суффикса в существительном ЧАЙНИК:

    1)Суффикс, образующий имена существительные с отвлеченным значением

    2)Суффикс, образующий имена существительные со значением лица

    3)Суффикс, образующий имена существительные со значением конкретных предметов

    4)Суффикс, образующий имена существительные со значением уменьшительно-ласкательным

    Ключ к тесту

    Вариант 1.

    1.Воображение - отвлеченное, магазин - конкретное, ребятня - собирательное, молоко - вещественное

    2.ДиспансЕр

    3.Девочка Люба, так как здесь имя собственное пишется без кавычек

    4.Шимпанзе

    6.Не в таблице - имя, разносклоняемое

    8.Баку - по роду нарицательного существительного, обозначающего тот же объект, леди - по категории одушевленности/неодушевленности, НИИ - по роду главного слова в расшифрованном словосочетании, невежа - по полу лица, указанного в предложении

    9.Талантливый объездчик, с тяжёлой поклажей, маленький горшочек, положить в кармашек, юный выдумщик, забавный медвежонок, мокрым плащом

    11.Полстула, плащ-палатка, землемер, шестилетие, пол-Лесного, полумрак

    Вариант 2.

    1.Бензин - вещественное, зверьё - собирательное, полка - конкретное, мужество - отвлеченное

    2.квартАл

    3.сказка «Золушка», так как здесь второе слово пишется в кавычках (здесь может быть и другой ответ: птица орел, так как второе слово является нарицательным), засчитываются оба варианта, если дано объяснение

    5.Керосин, грусть

    6.Не в таблице - знамя, разносклоняемое

    8.Сочи - по роду нарицательного существительного, обозначающего тот же объект, мадам - по категории одушевленности/неодушевленности, МИФИ - по роду главного слова в расшифрованном словосочетании, соня - по полу лица, указанного в предложении

    9.Трудолюбивый смазчик, варенье с алычой, зеленый дубочек, пирожок с капустой, работа бетонщика, забавный бельчонок, крючочек для ключей

    11.Пол-учебника, скатерть-самобранка, воздухолёт, семилетие, полдня, полумесяц

    Оценивание

    1.По 0, 5 балла за каждое правильное соединение, максимум - 2 балла

    2.1 балл за верный ответ

    3.1 балл за верный ответ + 1 балл за объяснение, максимум - 2 балла

    5.1 балл за правильно выполненное задание (если выписано больше или меньше слов, ставится 0 баллов)

    6.По 0, 5 балла за каждый верно заполненный столбик (если в столбике не хватает слов или есть лишнее, ставится 0 баллов) + 0, 5 баллов за выписанное слово + 0,5 балла за объяснение, максимум - 2,5 балла

    7.По 1 баллу за верный ответ, максимум - 2 балла

    8.По 0, 5 балла за каждое правильное соединение, максимум - 2 балла

    9.По 0,5 балла за каждое верное написание, максимум - 3,5 балла

    10.По 1 баллу за верный ответ, максимум - 2 балла

    11.По 0,5 балла за каждый верно заполненный столбик (если в столбике не хватает слов или есть лишнее, ставится 0 баллов), максимум - 1 балл

    Всего за тест можно получить 21 балл

    10-15 б - «3», 16 - 19 б - «4», 20-21 б - «5»

    Материал будет полезен для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Содержит задания творческого и поискового характера.

    Просмотр содержимого документа
    «Творческие задания для самостоятельной работы по теме "Имя существительное" 3 класс»

    Тема: Имя существительное

    Цель: расширить и обобщить знание о существительном как части речи, закрепить умения выделять существительные в тексте и правильно употреблять их в речи, определять лексическое и грамматическое значение существительных.

    Развивать логическое мышление, смекалку, умение выделять лишнее, классифицировать, обобщать. Совершенствовать внимание, конструктивные умения, связную речь.

    Друзья!

    Страна Родная Речь приглашает вас в путешествие. Вы встретитесь с очень интересными словами – именами существительными. Выполнив задание этой программы, вы убедитесь, какая важная часть речи - существительное, потренируете свою память, наблюдательность, внимание и смекалку. Смело отправляйтесь в дорогу знаний! Желаю вам успехов!

    Совенок Филя

    Задание 1.

    Прочитайте слова. Подумайте, на какие группы их можно разделить (поставьте вопросы к словам. Запишите слова в два столбика.

    Хлеб, печенье, сахар, белка, дерево, бабочка, ветер, жираф, комбайн, дедушка, олень, ребенок, пенал, друг.

    Как называются такие слова?

    Задание 2.

    Незнайка, Буратино и Карлсон выполняли такое же упражнение, как предыдущее. Все сказочные герои допустили по одной ошибке. Найдите ошибку в каждом столбике, с найденными словами составьте предложения и запишите их .

    Тетрадь сказка врач

    Пенал рассказ комбайн

    Учитель библиотекарь вертолет

    Линейка стих ракета

    Учебник басня спутник

    Задание 3.

    Среди данных слов найдите и выпишите:

    а) существительные;

    б) однокоренные слова;

    в) синонимы.

    Известие, болезнь, звать, призывать, болеть, сообщение, вызов, больной зовут, название.

    За дание 4.

    Прочитайте предложение. Почему одно и то же слово в первом предложении написано с маленькой буквы, а во втором - с большой?

    Ночью всю землю укрыл белый пушок. От радости Пушок прыгал и визжал.

    Попробуйте сами составить подобное предложение со словом «звездочка».


    Сделайте вывод и запишите его:

    Имена собственные пишем с ___________ буквы, а нарицательные - с ____________ буквы.

    Задание 5.

    Подберите нарицательные существительные к группам собственных. С какой буквы вы их напишете?

    Донецк, Горловка, Енакиево, Москва, Орёл - это… .

    Н. Михалков, С. Маршак, А. Барто, В. Берестов - это... .

    Андрей, Николай, Ирина, Елена - это... .

    Пушок, Мурка, Дружок, Орлик - это... .

    Задание 6.

    Догадайтесь, как можно разделить данные существительные на три группы.

    Футбол, футболка, зайчонок, окно, лист, листья, шофер, ребенок, комбайн, аквариум, астра, черешня, сердце, телеграмма, лицо.

    Запишите слова в три столбика, определив их род.

    Задание 7.

    а) подберите к данным словам однокоренные, но другого рода, обозначьте род в скобках, нарисуйте рисунки.

    Ученик, гусь, футболист, еж, школа, машина, снежок, больница.

    Образец: коза (ж.р.), козленок (с.р.).

    б) запишите верное высказывание:

    Существительные изменяются по родам.

    Существительные имеют постоянный род.

    Задание 8.

    а) Прочитайте стихотворение. В каком числе стоят существительные? Выпишите только существительные во множественном числе, поставьте их в форму единственного числа.

    ДЛЯ ЧЕГО РАСТУТ ЦВЕТЫ?

    Для чего растут цветы?
    Чтобы солнце было ближе.
    И котёнок, что на крыше,
    Не боялся высоты!
    Для чего дожди идут?
    Чтоб умылся дом под душем,
    А мы бегали по лужам,
    Ведь от этого растут!

    В. Зайцев

    Образец: Кусты - куст, деревья - дерево.

    б) прочитайте существительные. Попробуйте изменить их по предыдущему образцу.

    Молоко, санки, ножницы, телевидение, детвора, дрова, доброта.

    Получилось ли у вас это? Почему? Сделайте вывод и запишите его:

    Некоторые существительные употребляются только в форме ________________ числа или в форме ______________________ числа.

    Составьте предложения со словами "санки" и "детвора". Обозначьте в скобках число существительных.

    Задание 9

    Составьте и запишите словосочетания со словом "белка". Выделите окончания существительных.

    Прыгает (кто?)…; хвост (у кого?) у...; улыбнулся (кому?) ...; увидел (кого?) ...; наблюдал (за кем?) за...; шубка (на ком?) на… .

    По собственному выбору составьте три предложения с этими словосочетаниями.

    Задание 10.

    Отгадай загадки, запиши отгадки к ним в алфавитном порядке, обозначь в скобках их род и число.

    1) Отворилась тихо дверь,
    И вошел усатый зверь.
    Сел у печки, жмурясь сладко,
    И умылся мягкой лапкой.

    2) Один льет, второй пьет, третий растет.

    3) Зубов много, а не едят,

    Все хватают, а себе ничего не оставляют.

    Где пройдут - там чисто станет.

    Кто его убьет, тот свою кровь прольет.


    5) Стоит на дороге, всем мешает,

    Кто идет, тот толкнет,

    А с дороги никто не убирает.

    6) Сердитый недотрога

    Живет в глуши лесной,
    Иголок очень много,
    А нитки - ни одной.

    7) Ну и капризный конь у Матвея:

    Бегает быстро - стоять не умеет.

    8) Два брата через гору живут,

    А никогда друг к другу в гости не ходят.

    Среди отгадок найдите и подчеркните существительное, которое нельзя изменить по числам. Есть ли у него род?

    Вспомните и запишите еще несколько таких слов.

    Задание 11.

    Прочитайте существительные. Можно ли догадаться, из какого рассказа они «выпали»? Попробуйте восстановить рассказ, используя эти слова:

    День, небо, ветер, тучи, капли, молния, гром, ливень.

    В двух предложениях по выбору подчеркните подлежащее и сказуемое. Нарисуйте то, о чем вы рассказали.

    Друзья!

    Вы выполнили задания, связанные с существительными? Надеюсь, что вам удалось преодолеть все трудности, узнать больше об этой части речи.

    До новых встреч!

    Совенок Филя

    Loading...Loading...