Зинченко ю п мгу секретарь. К юбилею юрия петровича зинченко

Актуальность . Актуальность выявления методологических проблем в области исследования двуязычия и его влияния на индивидуальные и социальные процессы обусловлена экономическими, политическими и социально-психологическими особенностями современных поликультурных и многоязычных обществ. Особую значимость исследования двуязычия приобретают в условиях российского языкового контекста, характеризующегося необходимостью поиска баланса между повышением статуса русского языка как основного объединяющего фактора гражданской идентичности и развитием и сохранением языков народов России как значимой составляющей этнокультурной идентичности их представителей.

Цели работы . Работа направлена на анализ основных методологических проблем, возникающих при проведении исследований билингвизма, выявлении его влияния на когнитивные процессы и взаимосвязь билингвизма с этнокультурной идентичностью.

Метод . С позиций системного подхода и культурно-исторической психологии проведен критический анализ исследований билингвизма, его влияния на когнитивные процессы и взаимосвязи с этнокультурной идентичностью.

Результаты и выводы . Выявлены методологические проблемы, затрудняющие исследование билингвизма, систематизацию и обобщение данных, и применение полученных результатов в различных сферах социальной практики. Целый ряд методологических вызовов необходимо преодолеть в области изучения влияния двуязычия и многоязычия для получения валидных и надежных результатов исследований и реализации практических, социально значимых задач в области сохранения языков народов России наряду с укреплением статуса русского языка.Показана необходимость применения междисциплинарных исследований двуязычия и его влияния на когнитивные процессы и этнокультурную идентичность, основанных на применении системного подхода, в том числе в российском многоязычном контексте.

Зинченко Ю.П., Еськов В.М., Григорьева С.В., Майстренко В.И. Нейрокомпьютерные модели эвристической деятельности мозга человека. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2018. - №3 - с.109-127

Актуальность . Сегодня отсутствуют реальные модели эвристической деятельности мозга человека. В этой связи на основе накопленного экспериментального материала обсуждаются возможности моделирования двух базовых принципов работы реальных нейронных сетей мозга человека. Эти принципы были положены в основу работы нейроэмуляторов.

Цель. Доказать возможность применения нейроэмуляторов как реальных моделей эвристической работы мозга в режиме системного синтеза.

Методы. Мы предлагаем многократные повторения регистрации электроэнцефалограмм и в дальнейшем построение матриц их попарного сравнения. Для нейроэмуляторов мы предлагаем многочисленные повторения и хаотическое задание значений весовых коэффициентов w i 0 для любых диагностических признаков x i (две новые процедуры), что реализуется в реальных электроэнцефалограммах.

Выводы. Было показано, что эти две процедуры (реверберации и хаос) идентичны эвристической работе мозга. Мозг выбирает параметры порядка x i * из всех x i , и в этом случае возможен переход из фазового пространства размерности m к фазовому пространству меньшей размерности n (n << m ). Выбор этих x i * является задачей системного синтеза (нахождение параметров порядка). Это сейчас реализовано нами (в режиме ревербераций и хаоса нейросетей) с помощью нейроэмуляторов в особом режиме их работы.

Шайгерова Л.А., Шилко Р.С., Зинченко Ю.П., Долгих А.Г., Ваханцева О.В. Культурная детерминация психического здоровья и пси­хологического благополучия: методологические вопросы. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2018. - №2 - с.3-23

Актуальность. Рост нарушений психического здоровья, психологических проблем в современном обществе среди разных категорий населения, в том числе представителей разных культур и конфессий, с одной стороны, и недостаточная разработанность культурно специфических подходов к пониманию психического здоровья и психологического благополучия - с другой, ставят проблему культурной обусловленности представлений о психическом здоровье и психологическом благополучии в ряд важнейших междисциплинарных проблем, имеющих высокую научную и практическую значимость в таких многонациональных и поликультурных странах, как Россия.

Цель. Рассмотрение связи культурного контекста с психическим здоровьем и психологическим благополучием.

Методы. Обзор и анализ современных исследований в области культурной обусловленности различных аспектов психического здоровья и психологического благополучия.

Выводы. Проведенный анализ различных подходов к изучению представлений о психическом здоровье и психологическом благополучии позволил установить, что существующие различия в способах совладания со стрессом, уровне стигматизации при обращении за психологической помощью имеют культурную обусловленность и зависят не только от социально-экономических условий жизни, но и от субъективных представлений о данных феноменах, а также от этнокультурной идентичности представителей конкретного общества. Показана актуальность и обоснована необходимость разработки новых и культурно-специфической адаптации существующих диагностических инструментов для проведения сравнительного исследования представлений о психическом здоровье и психологическом благополучии в рамках одного территориально объединенного общества, которое при этом отличается высоким этнокультурным разнообразием.

Зинченко Ю.П., Филатов М.А., Колосова А.И., Макеева С.В. Сравнительный стохастический и хаотический анализ параметров внимания учащихся в аспекте их работоспособности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2017. - №4 - с. 21-33

В статье приведены результаты исследования свойств внимания учащихся 12-17 лет, проживающих в разных климатогеографических регионах: городе Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ХМАО) и в сельской местности средней полосы России (Самарская область). Учащиеся первой группы проживают в экстремальных климатических условиях севера, которые усугубляются неблагоприятными социальными и экологическими факторами урбанизированной территории. Учащиеся второй группы проживают в районе с климатически и экологически благоприятными факторами, с минимальным воздействием техногенного загрязнения. Была применена методика оценки внимания Бурдона в модификации отечественного психолога П.А. Рудика. Осуществлен сравнительный статистический анализ полученных результатов в оценке свойств внимания разных возрастных групп учащихся. Изучена динамика изменения показателей K, Е, А, рассчитаны коэффициенты в целом для всего теста и для каждой минуты эксперимента в отдельности. Определены особенности развития внимания у учащихся, выявлены возрастные, гендерные различия, различия в развитии показателей внимания учащихся двух разных школ. Обнаружены достоверные различия (P<0.001) распределения и продуктивности внимания: коэффициент продуктивности внимания учащихся из г. Сургута в 1.15 раза ниже, чем у их сверстников из Самарской области. Одновременно в рамках новой теории хаоса-самоорганизации по трем параметрам Zi (коэффициент концентрации внимания, точности внимания, продуктивности внимания) были рассчитаны параметры квазиаттракторов. Показано, что наибольшее значение объема V наблюдается у учащихся 14-15 лет из г. Сургута, наименьший объем квазиаттракторов - у учащихся 16-17 лет из Самарской области. Уменьшение размеров квазиаттракторов демонстрирует снижение вариационных размахов и представляет бо льшую консолидированность группы по исследуемым параметрам (большие объемы квазиаттракторов у сургутян могут свидетельствовать о большом разбросе в параметрах внимания и работоспособности).

Еськов В.М., Зинченко Ю.П., Филатова О.Е., Еськов В.В. Гипотеза Н.А. Бернштейна и реальный хаос гомеостатических систем в психологии // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2017. - №3 - с. 22-38

В текущем году исполняется 70 лет с момента выхода монографии Н.А. Бернштейна «О построении движений» и 60 лет с момента публикации его восьмого очерка «Назревшие проблемы регуляции двигательных актов». В этих работах впервые была поднята проблема неопределенности в организации (и динамике поведения) всех систем, которые мы теперь обозначаем как гомеостатические, или системы третьего типа, CTT, по классификации У. Уивера. Указанная проблема была озвучена Н.А. Бернштейном как гипотеза о «повторении без повторения», в рамках которой можно (это предлагалось Бернштейном) описывать любые двигательные акты. После детального изучения различных видов движения в биомеханике мы констатировали, что современная детерминистско-стохастическая наука подошла к своему рубежу развития в изучении живых систем, так как главный тезис о повторяемости и прогнозируемости состояния биосистемы (нейросетей мозга, психики человека) нарушается. Мы переходим к изучению систем, которые находятся в непрерывном хаотическом режиме изменений любых параметров x i таких (нестабильных) систем. Эффект Еськова-Зинченко, который является количественным доказательством гипотезы Н.А. Бернштейна о «повторении без повторения», состоит в том, что подряд получаемые выборки x i (в одном неизменном состоянии) демонстрируют калейдоскоп статистических функций распределения f (x ) , т.е. f j (x i )≠ f j +1 (x i ) для двух соседних (от одного человека) регистрируемых выборок x i (т.е. для j -й и j +1-й). Это стирает границы между произвольными и непроизвольными движениями с позиций их объективной, статистической оценки. Статистическая неустойчивость любых получаемых выборок параметров x i , которые описывают гомеостатические системы, требует новых понятий и новых моделей - моделей гомеостаза.

Еськов В.М., Зинченко Ю.П., Филатова О.Е. Признаки парадигмы и обоснование третьей парадигмы в психологии. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2017. - №1 - с. 3-17

Согласно современным представлениям, понятие парадигмы ассоциируется с некоторым общим подходом в описании в естествознании большого класса процессов, объектов, систем. Если мы говорим о глобальных парадигмах, то это означает, что такие (глобальные) парадигмы должны охватывать и огромные классы объектов в природе и обществе. На сегодня мы выделяем три глобальные парадигмы во всей современной науке, которые охватывают три глобальных кластера всех процессов и объектов живой и неживой природы. Впервые об этом аргументированно и логично пытался сказать У. Уивер (W. Weaver) в 1948 г. в своей известной публикации “Science and complexity”. Уивер разделил все объекты и системы в природе на три гигантских кластера: простейшие системы (simplicity), которые описываются сейчас в рамках детерминистских теорий и моделей, неорганизованная сложность (стохастические системы) и системы третьего типа - организованная сложность (organized complexity). Под системой третьего типа (СТТ) он понимал все живые системы, но никаких особенностей в их организации не выделил и не изучил. Сейчас уже понятно, что этого он не мог бы сделать в рамках современной науки, так как для этого нужны другая (третья) парадигма и другая наука.

Еськов В.М., Зинченко Ю.П., Еськов В.В., Филатова Д.Ю. Субъективная и объективная оценка степени напряжения мышц. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2016. - №2 - с.19-35

Демонстрируются ограниченные возможности применения стохастики при сравнении ее с новыми методами многомерных фазовых пространств. Количественной мерой являются параметры квазиаттракторов для оценки хаотической динамики на примере работы мышцы, отводящей мизинец. Методом многомерных фазовых пространств выполнено изучение и моделирование сложных психофизиологических систем (complexity ). Состояние нервно-мышечной системы изучается в двух режимах: слабое напряжение мышцы и усиленное, практически двукратное напряжение мышц, что для группы девушек (15 человек) без физической подготовки можно интерпретировать как максимальное усиление. Используются объемы квазиаттракторов многомерных фазовых пространств, которые обеспечивают идентификацию реальных изменений параметров функционального состояния мышцы при слабом (F1 =5 даН) и сильном (F2 =10 даН) статическом напряжении. Анализ временнО й развертки x1 (t ) сигнала, полученного с электромиографа, и автокорреляционных функций A (t ) сигнала показал их неповторяемость. Сравнительный анализ состояния биомеханической системы производился на основе регистрации объема квазиаттрактора, а также на основе анализа энтропии Шеннона Е . Объем квазиаттрактора перемещений x1 (t ) и скорости x2 (t )=dx1/ dt при слабой нагрузке несколько меньше аналогичных объемов перемещений вектора (х1, х2 )Т при сильной нагрузке мышцы, отводящей мизинец. Значения энтропии Шеннона при сильной нагрузке статистически не изменяются, что доказывает нецелесообразность энтропийного подхода в оценке мышечных усилий и о невозможности применения теоремы Гленсдорфа-Пригожина (из термодинамики неравновесных систем) в психофизиологических исследованиях. В целом ограничения возможностей применения методов стохастики и возможности использования метода многомерных фазовых пространств были продемонстрированы в эффекте Еськова-Зинченко.

Зинченко Ю.П., Еськов В.М., Еськов В.В. Понятие эволюции Гленс­дорфа-Пригожина и проблема гомеостатического регулиро­вания в психофизиологии. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2016. - №1 - с. 3-24.

Представлено обсуждение важнейшей проблемы психофизиологии и естествознания в целом: имеются ли повторения измеряемых значений психофизиологических показателей (функций) человека. Показывается, что для тремора и электромиограмм (при попытках сохранения статических мышечных напряжений) невозможно получить произвольно по­вторение выборок, статистические функции распределения выборок f(x) непрерывно изменяются. Эта динамика характерна и для тремора (условно непроизвольное движение), и для электромиограмм, когда высшая нервная деятельность человека курирует усилие, развиваемое мышцей. Непро­извольное движение (тремор) демонстрирует число совпадений выборок электромиограмм (при произвольном мышечном напряжении) k, кото­рое подобно тремору в матрицах парных сравнений выборок. Энтропия К. Шеннона при этом статистически значимо не изменяется.

Зинченко Ю.П., Евдокимов В.И., Рыбников В.Ю. Анализ отечественных и зарубежных диссертаций в сфере медицинской (клинической) психологии (1990–2011) // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2014. - №2 - с.3-15.

Проведен анализ 766 диссертаций, представленных в диссертационные советы Российской Федерации по специальности 19.00.04 «Медицинская психология», и 23 807 зарубежных докторских диссертаций в сфере клинической психологии в базе данных ProQuest Dissertations & Theses Database в 1990–2011 гг. По сравнению с мировым потоком в структуре отечественного массива было меньше (p

Зинченко Ю.П. От главного редактора // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2008. - №3 - с. 3

Если само рождение научной идеи - чаще плод уединенных размышлений, то свою оценку, огранку, проверку она получает на испытательных полигонах сообщества ученых - в спорах, критике, противостоянии взглядов. Наука есть «драма идей», считал Эйнштейн. Но разве идея может восхищаться, ревновать, восходить на костер ради утверждения самой себя? Поэтому уточним: «драма людей, несущих идеи». И если нет заинтересованного научного сообщества, его живого (а значит, драматического) бытия, то идее, пусть самой замечательной, негде состояться, обрести силу и прочность...

Глозман Ж.М., Зинченко Ю.П. 8-й Международный конгресс клинических психологов// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2008.- №3 -с.124-127.

Международный институт прикладной и педагогической психологии (Instituto de Psycologia Aplicada e Formacao - IPAF), объединяющий центры постдипломного образования психологов в Португалии, Испании и Бразилии, ежегодно организует в Португалии научно-практические конгрессы по клинической психологии. Российские психологи приглашаются на эти международные встречи далеко не случайно, поскольку все отделения IPAF традиционно ориентируются в своей работе на культурно-историческую психологию Л.С. Выготского-А.Р. Лурии. 8-й конгресс проходил в г. Порто (Португалия) 22-24 февраля 2008 г. Его тема - «Биология, эмоции и сознание». Программа включала три часовые лекции, открывающие утреннее, дневное и вечернее заседания, секционные доклады и круглые столы.

Зинченко Ю.П. Олег Константинович Тихомиров - профессор факультета психологии Московского университета// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2008.- №2 -с.4-8.

Oleg K. Tikhomirov — the professor of MSU Department of Psychology.

Зинченко Ю.П.,Сурнов К.Г.,Тхостов А.Ш. Мотивация террориста // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2007.- №2 -с.20-34.

a:2:{s:4:"TEXT";s:384:"

Рассматриваются мотивы террористической деятельности через анализ психологических механизмов опредмечивания базовых потребностных состояний человека на этапах вовлечения в террористические организации и участия в них. Обсуждаются причины психологической привлекательности терроризма в контексте проблемы влияния современных технологий на динамику границ нормы и патологии.

";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Зинченко Ю.П. Психологический портрет терроризма: истоки терроризма как социальной формы идентичности// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2007.- №4 -с.3-7.

a:2:{s:4:"TEXT";s:319:"

Доклад на семинаре-круглом столе «Социально-психологические факторы развития терроризма» (подсекция «Психология терроризма»), проходившем в рамках III Международной научной конференции по проблемам безопасности и противодействия терроризму (Москва, факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, 26.09.2007).

";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Зинченко Ю.П. Психология безопасности как социально-системное явление. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2011. - №4 - с. 4-11.

Психология безопасности рассматривается через социально-системный поиск соприкосновений и взаимодополнений существующих достижений психологической науки и концептуальных представлений о безопасности. Показаны возможности системного видения безопасности, познавательно-практический характер психологии безопасности, раскрыты возможности исследования психологии безопасности как социально-теоретического конструкта. Обосновывается многоаспектный подход к безопасности. Обсуждаются методологические задачи психологии безопасности.

Зинченко Ю.П. Борис Герасимович Ананьев: послание в будущее// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2007.- №4 -с.8-10.

Выступление на Международной научной конференции «Борис Герасимович Ананьев - выдающийся психолог ХХ столетия» (Ананьевские чтения - 2007), посвященной 100-летию со дня рождения ученого (23 октября 2007 года, факультет психологии СПбГУ).

Зинченко Ю.П., Степанова М.А. О совершенствовании работы диссертационных советов факультета психологии МГУ// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2008.- №1 -с.13-21.

В статье представлен анализ работы диссертационных советов ф-та психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Приведены количественные показатели защит докторских и кандидатских диссертаций по педагогике и психологии за период 2001-2007 гг. Предпринята попытка оценки качества защищаемых работ по психолого-педагогическим наукам. Поставлена задача повышения их уровня, обозначены способы ее решения, в частности за счет сохранения высоких требований к публикациям в научном журнале «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология».

Зинченко Ю.П. Профессиональные психологи - будущему России // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2007.- №3 -с.7-14.

Выступление на IV съезде Российского психологического общества (Ростов-на-Дону, 18 сентября 2007).

Зинченко Ю.П., Первичко Е.И. Синдромный подход в психологии телесности (на примере исследования больных с пролапсом митрального клапана) // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2012. - №2 - с. 57-67.

В статье обсуждается вопрос о возможности приложения методологии синдромного анализа психических явлений к проблемному полю психологии телесности. Представлен пример построения психосоматического синдрома у больных с пролапсом митрального клапана с использованием методов качественного и статистического анализа данных лонгитюдного клинико-психологического исследования 290 пациентов. Показано, что данный синдром является многоуровневым и его структура задается несколькими факторами: мотивационным (доминирование мотива избегания неудач и нереализованность потребности в сохранении удовлетворяющей самооценки), фактором нарушений эмоциональной регуляции, а также психофизиологическим фактором. Обсуждается возможность использования психосоматического синдрома в качестве инструмента для решения не только диагностических, но и прогностических задач, как в клинической психологии, так и в медицине.

Зинченко Ю.П., Березанская Н.Б., Володарская И.А., Тихомандрицкая О.А., Шмелев А.Г. Опыт внедрения компьютеризированных тестовых испытаний в систему итоговой государственной аттестации студентов-психологов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2011. - №2 - с. 135-153.

В статье освещаются результаты многолетнего опыта внедрения компьютеризированных тестов на выпускных курсах дневного, вечернего и спецотделения факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Дается описание методики тестового испытания, характеристика созданного банка тестовых заданий, рассматриваются технологические и организационные вопросы (регламент для студентов-экзаменуемых, регламент учета результатов для преподавателей-экзаменаторов). Основное внимание уделяется статистическому анализу полученных взаимозависимостей (статистических корреляций) между результатами тестовых испытаний, оценками на традиционном устном госэкзамене (по билетам) и суммарным баллом диплома, полученным студентом за все годы обучения (сумма оценок за все экзамены). В связи с систематической работой над качеством тестовых материалов корреляция между тестовыми баллами и суммарным баллом диплома (выбранным в качестве главного критерия валидности) год от года росла и достигла значений 0.72 (коэффициент Пирсона) и 0.86 (коэффициент Гилфорда для крайних групп). В то же время аналогичная корреляция для оценок на устном экзамене осталась на прежнем уровне (0.55—0.59 - коэффициент Пирсона в разные годы).

Президент РАО, академик РАО, доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии МГУ, заведующий кафедрой методологии психологии.

Образование:

1988 - 1993 — факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
1993 - 1997 — аспирантура факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

Учителя и коллеги, оказавшие наибольшее влияние: И.И. Кожуховская, Б.С. Братусь, А.Ш. Тхостов.

Президент Российского психологического общества (с 2007), Председатель Совета по психологии Учебно-методического объединения (УМО) по классическому университетскому образованию в РФ (с 2006), заместитель председателя Межведомственного Совета по клинической психологии, заместитель председателя секции психоанализа УМО по классическому университетскому образованию, член Парижского института психоанализа, Межрегионального общества психоаналитиков. Член редколлегии журнала «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология».

Председатель студенческого совета факультета психологии (1988-1992), президент Студенческого Союза МГУ (1992-1997), президент Евразийской студенческой ассоциации (1993-1997), главный редактор газеты «Московский университет» (1995-2001), директор Центра средств массовой информации МГУ (1996-2001), член Ученого Совета МГУ (1992-2003), проректор - начальник Управления делами и административной политики МГУ (2001-2003).

Научные стажировки: Парижский институт психоанализа, Медико-психологический центр А. Бине (Париж), Французский центр психоанализа и психотерапии им. Э. Кестемберг, Йельский университет (США), университет Париж-7 (Франция), Монреальский университет (Канада), университет г. Фрайбурга (ФРГ), Базельский университет (Швейцария).

Педагогическая деятельность

Читает курсы лекций на факультете психологии МГУ по клинической психологии и психологии телесности.

Научная деятельность

Область научных интересов: методология психологии, науковедение, психоанализ, культурно-исторический подход к изучению нормального и аномального развития психики человека, психология сексуальности.
Тема докторской диссертации: «Психология функциональных сексуальных расстройств».

Гранты и проекты:

Соисполнитель гранта РФФИ по исследованию психологических механизмов наркомании в различных возрастных группах населения России и разработке системы и методов профилактики.

Неоднократно принимал участие в организации и работе всероссийских и международных научных конференций по клинической психологии и психоанализу.

Основные публикации:

  1. Зинченко Ю.П. Клиническая психология сексуальности человека в контексте культурно-исторического подхода. М., Проспект, 2003. - 144 с.
  2. Зинченко Ю.П. Методологические аспекты изучения сексуальности // Вестник МГУ, Серия «Философия», 2003, № 1, с. 49-61.
  3. Зинченко Ю.П. Философско-психологические аспекты изучения репродуктивной функции человека. // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 5. 2003. С. 53-61.
  4. Зинченко Ю.П. Сексуальное «культурное тело» // в кн. «Психология телесности». М.: Смысл, 2002, с. 91-100.
  5. Зинченко Ю.П., Поляков Ю.Ф. Клиническая психология как новая университетская специальность // Вестник Международной академии наук Высшей школы, 2001, № 1(12), с. 204-211.
  6. Тхостов А.Ш., Зинченко Ю.П. Патопсихологические аспекты посттравматического стрессового расстройства // Информационно-аналитический бюллетень, Психологи о мигрантах и миграции в России, № 3, 2001, с. 10-18.
  7. Зинченко Ю.П. Ограниченность социобиологического подхода к исследованию сексуальности человека // Материалы I Всероссийской научной конференции по психологии Российского психологического общества. М., 1996, с. 164.
  8. Зинченко Ю.П. Эволюция понятия симптом // в сб.: «Бессознательное: его проявления и формы». М., 1992, с. 41-49.

Президент РАО, академик РАО, доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии МГУ, заведующий кафедрой методологии психологии.

Образование:

1988 - 1993 — факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
1993 - 1997 — аспирантура факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

Учителя и коллеги, оказавшие наибольшее влияние: И.И. Кожуховская, Б.С. Братусь, А.Ш. Тхостов.

Президент Российского психологического общества (с 2007), Председатель Совета по психологии Учебно-методического объединения (УМО) по классическому университетскому образованию в РФ (с 2006), заместитель председателя Межведомственного Совета по клинической психологии, заместитель председателя секции психоанализа УМО по классическому университетскому образованию, член Парижского института психоанализа, Межрегионального общества психоаналитиков. Член редколлегии журнала «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология».

Председатель студенческого совета факультета психологии (1988-1992), президент Студенческого Союза МГУ (1992-1997), президент Евразийской студенческой ассоциации (1993-1997), главный редактор газеты «Московский университет» (1995-2001), директор Центра средств массовой информации МГУ (1996-2001), член Ученого Совета МГУ (1992-2003), проректор - начальник Управления делами и административной политики МГУ (2001-2003).

Научные стажировки: Парижский институт психоанализа, Медико-психологический центр А. Бине (Париж), Французский центр психоанализа и психотерапии им. Э. Кестемберг, Йельский университет (США), университет Париж-7 (Франция), Монреальский университет (Канада), университет г. Фрайбурга (ФРГ), Базельский университет (Швейцария).

Педагогическая деятельность

Читает курсы лекций на факультете психологии МГУ по клинической психологии и психологии телесности.

Научная деятельность

Область научных интересов: методология психологии, науковедение, психоанализ, культурно-исторический подход к изучению нормального и аномального развития психики человека, психология сексуальности.
Тема докторской диссертации: «Психология функциональных сексуальных расстройств».

Гранты и проекты:

Соисполнитель гранта РФФИ по исследованию психологических механизмов наркомании в различных возрастных группах населения России и разработке системы и методов профилактики.

Неоднократно принимал участие в организации и работе всероссийских и международных научных конференций по клинической психологии и психоанализу.

Основные публикации:

  1. Зинченко Ю.П. Клиническая психология сексуальности человека в контексте культурно-исторического подхода. М., Проспект, 2003. - 144 с.
  2. Зинченко Ю.П. Методологические аспекты изучения сексуальности // Вестник МГУ, Серия «Философия», 2003, № 1, с. 49-61.
  3. Зинченко Ю.П. Философско-психологические аспекты изучения репродуктивной функции человека. // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 5. 2003. С. 53-61.
  4. Зинченко Ю.П. Сексуальное «культурное тело» // в кн. «Психология телесности». М.: Смысл, 2002, с. 91-100.
  5. Зинченко Ю.П., Поляков Ю.Ф. Клиническая психология как новая университетская специальность // Вестник Международной академии наук Высшей школы, 2001, № 1(12), с. 204-211.
  6. Тхостов А.Ш., Зинченко Ю.П. Патопсихологические аспекты посттравматического стрессового расстройства // Информационно-аналитический бюллетень, Психологи о мигрантах и миграции в России, № 3, 2001, с. 10-18.
  7. Зинченко Ю.П. Ограниченность социобиологического подхода к исследованию сексуальности человека // Материалы I Всероссийской научной конференции по психологии Российского психологического общества. М., 1996, с. 164.
  8. Зинченко Ю.П. Эволюция понятия симптом // в сб.: «Бессознательное: его проявления и формы». М., 1992, с. 41-49.

(род. 23.12.1966, г. Краснодар). Окончил факультет психологии МГУ (1993).

Кандидат психологических наук (1998). Доктор психологических наук (2003). Доцент (2001). Профессор (2010).

Академик отделения психологии и возрастной физиологии РАО (2014, президент 2018–н.вр., член-корреспондент с 2009).

Заведующий кафедрой методологии психологии (2003–н.вр.), декан (2006–н.вр.) факультета психологии. Проректор-начальник Управления делами и административной политики (2001–2003). Президент Студенческого союза МГУ (1992–1997). Директор-организатор Центра средств массовой информации (1996–2001). Главный редактор газеты «Московский университет» (1995–2001).

Президент Российского психологического общества (2007–н.вр.).

Лауреат премии Правительства РФ в области образования (2010).

Почётный работник высшего профессионального образования РФ.

Область научных интересов: методология психологии, методическое обеспечение психологических исследований, психосоматика и психология телесности, психоанализ, культурно-исторический подход к изучению нормального и аномального развития психики человека.

Тема кандидатской диссертации «Произвольная регуляция при функциональных сексуальных расстройствах: на модели психогенной импотенции». Тема докторской диссертации «Психология функциональных сексуальных расстройств».

Читает курсы «Развитие системы медицинской реабилитации в РФ», «Клинико-психологическая реабилитация», «Методология современной психологии», «Психология безопасности», «Психология терроризма», «Психология виртуальной реальности», «Инновационные технологии в психологии», «Методологические основы общей и политической психологии», «Методология психологии художественного творчества».

Основные труды : «Клиническая психология сексуальности человека в контексте культурно-исторического подхода» (2003), «Современный терроризм и борьба с ним: социально-гуманитарные измерения» (2007), «Информационно-психологическое противоборство в войне: история, методология, практика» (соавт., 2007), «Психолого-педагогическое сопровождение реализации инновационных образовательных программ» (соавт., 2007) «Современный образ России: перспективы развития» (соавт., 2008), «Информационная и психологическая безопасность в СМИ: Феномен “разорванной коммуникации”. Т. 2» (соавт., 2008), «Толерантность как фактор противодействия ксенофобии: управление рисками в обществе риска» (соавт., 2011), «Теоретико-методологические основания психологических исследований: детерминация и социальное значение» (2011), «Психология спорта» (соавт., 2011), «Психология виртуальной реальности» (соавт., 2011), «Методологические проблемы психологии безопасности. Личность, общество, государство» (2011), «Макропсихологические аспекты безопасности России» (соавт., 2012), «Этнокультурная идентичность как фактор социальной стабильности в современной России. В 2-х т.» (соавт., 2016), «Российская идентичность. Психологическое благополучие. Социальная стабильность» (2017), учебник «Информационно-психологическое противоборство в войне: история, методология, практика» (соавт., 2007), учебные пособия «Философия социальных и гуманитарных наук» (соавт., 2008), «Информационная и психологическая безопасность в СМИ. В 2-х т.» (соавт., 2008), «Психосоматика: телесность и культура» (соавт., 2009), «Психология корпоративной безопасности» (соавт., 2010), «Психология государственной службы» (соавт., 2011), «Введение в профессию: клиническая психология» (соавт., 2012), «Психология безопасности» (соавт., 2015), «Противодействие информационно-психологическим акциям противника в современной войне» (соавт., 2016); «Психология в Московском университете 1755–2005» (соавт., 2007). Имеет патент.

25 октября из 272 членов РАО, обладающих избирательными правами, на собрании присутствовали 168 человек. Из них за назначение Юрия Зинченко проголосовал 131 человек.


Выступая на собрании, министр просвещения РФ Ольга Васильева поздравила присутствующих с выборами, а саму академию – с 75-летним юбилеем, который РАО отметила 6 октября. По ее словам, эта организация играет огромную роль в деле повышения общего уровня образования в нашей стране и мире, однако, как показала недавняя трагедия в Керчи, есть ощущение, что мы постоянно опаздываем, поэтому очень важно наладить в образовательных организациях полноценную психологическую работу. И в этом, по ее мнению, новый президент РАО ей поможет.


“Я часто бываю на самых разных молодежных форумах, - рассказала главный детский омбудсмен страны Анна Кузнецова. – Там обсуждают самые разные темы, однако я ни разу не слышала, чтобы обсуждали проблемы того, как создать крепкую полноценную семью, как сохранить хорошие отношения между супругами. Хотя, я прекрасно знаю, что тема волнует всех молодых людей, и каждый из них мечтает именно об этом. А ведь без крепкой семьи нам не решить демографической проблемы! И я уверена, что не замки, не рамки металлодетекторов могут защитить наших детей, а люди, которые способны изменить к лучшему внутренний мир каждого из учащихся. И в этом нам должны помочь профессиональные ученые РАО”.



Первый председатель Комитета Госдумы РФ по образованию Олег Смолин высказал уверенность в том, что одной из главных задач РАО должна стать более тесная работа с законодательством. “Все мы прекрасно знаем: к сожалению, принимаемые Думой законы далеко не всегда идут на пользу российскому образованию, - констатировал парламентарий. – Но ведь по этим законам всем нам потом приходится жить и трудиться, поэтому имеет смысл позаботиться о том, чтобы проблем здесь стало меньше. Кроме того, я бы очень хотел, чтобы в академии всерьез начали изучать проблемы отечественного образования с системной точки зрения, ибо надо видеть ситуацию в целом и понять, что необходимо сделать для ее комплексного изменения”.


Академик Владимир Шадриков предложил новому руководителю РАО задуматься над созданием собственной издательской базы. Это стало бы не только мощным подспорьем с точки зрения привлечения финансов, но и помогло бы поставить в школы учебники, изданные в стенах академии.


“Но главное, как мне кажется, это проблема содержания образования, - подчеркнул Владимир Дмитриевич. – Если РАО удастся решить хотя быть только эту, одну-единственную проблему, ее будут прославлять везде, по всей стране и на всех уровнях. И потом, пора бы всерьез заняться разработкой новой IT-дидактики, без которой невозможен качественно новый подход к реализации полноценного цифрового образования”.



Приглашенные на мероприятие представители целого ряда солидных государственных структур поздравили РАО с 75-летием, и вручили отдельным членам этой организации благодарности, медали, нагрудные знаки и премии.


В частности, Людмила Вербицкая получила премию “За вклад в укрепление нации” от президента России Владимира Путина, медаль “За укрепление болевого содружества” от министра обороны РФ Сергея Шойгу, медаль “За заслуги перед отечественным здравоохранением” от министра здравоохранения вероники Скворцовой и так далее. Юрия Зинченко также наградили медалью “За укрепление боевого содружества” и нагрудным знаком “Отличник здравоохранения”, а также благодарностями от руководства Рособрнадзора, Роскомнадзора, Минпросвещения и других организаций.


“Говоря о цифровизации образования имеет смысл говорить и о цифровизации академии образования, - отметил в своей речи новоизбранный президент РАО. – Необходимо рассматривать новые, более эффективные форматы сотрудничества, в том числе, дистанционное общение в Интернете. Фундаментальные исследования – это то, что движет нашу науку вперед, однако этого мало, необходимо переводить их в прикладное русло, чтобы наука помогала решать вполне конкретные задачи образования, давала ответы на проблемы, волнующие каждого учителя и родителя – как учить и воспитывать ребенка”.

Досье “УГ”:

Юрий Петрович Зинченко родился 23 декабря 1966 года в Краснодаре. Окончил факультет психологии МГУ в 1993 году и аспирантуру в 1997 году. Кандидат психологических наук (1998 год), тема диссертации «Произвольная регуляция при функциональных сексуальных расстройствах: На модели психогенной импотенции». Доктор психологических наук (2003 год), тема диссертации «Знаково-символическое опосредствование сексуальной функции в норме и патологии». Заведующий кафедрой методологии психологии с 2003 года, декан факультета психологии МГУ с 2006 года. Президент Российского психологического общества с 2007 года. Член-корреспондент Российской академии образования с 2008 года, академик РАО с 2014 года, а 2013 году исполнял обязанности главного ученого секретаря РАО, до назначения на пост главы Академии являлся ее вице-президентом.


Награжден Министерством образования и науки РФ медалью Л. С. Выготского (2016). Член Экспертного совета ВАК РФ по педагогике и психологии (с 2018).

Loading...Loading...